Новости - Страница 14 из 18 - Конфидент

22.10.2012

Почетные строители

По решению Санкт-Петербургского Союза строительных компаний «Союзпетрострой» были награждены сотрудники компании «Конфидент»: 1. Знаком «Почетный […]

Читать далее

Почетные строители

По решению Санкт-Петербургского Союза строительных компаний «Союзпетрострой» были награждены сотрудники компании «Конфидент»:

1. Знаком «Почетный строитель»

Литуненко Игорь Ильич — Директор ПВЦ «Инженерные системы»

2. Зканом «Почетный строитель»

Никифоров Андрей Юрьевич — Главный инженер ПВЦ «Инженерные системы»

3. Почетной грамотой

Осипов Сергей Александрович — Начальник монтажного отдела ПВЦ «Инженерные системы»

15.10.2012

Инфраструктурный дисбаланс

Не для кого не секрет, что один из главных факторов, тормозящих развитие городов – это отставание инженерной инфраструктуры. Девелоперы, готовые […]

Читать далее

Инфраструктурный дисбаланс

Не для кого не секрет, что один из главных факторов, тормозящих развитие городов – это отставание инженерной инфраструктуры. Девелоперы, готовые инвестировать в застройку новых и старых районов, вынуждены пересматривать свои планы из-за нехватки мощностей головных источников питания и отсутствия инженерных коммуникаций. О возможных путях преодоления дисбаланса «Эксперту СЗ» рассказывает директор компании «Конфидент» Петр Кузнецов. «Конфидент» — это крупный системный интегратор, который уже двадцать лет занимается проектированием, монтажом, а также эксплуатацией и техобслуживанием систем инженерного обеспечения зданий.

Почти американские сложности

— Как вы оцениваете состояние инженерной инфраструктуры российских городов?

— В целом как критическое. Отставание в развитии инженерной инфраструктуры от развития города — типичная картина для всех российских городов. По статистике, дефицит мощностей водопровода составляет около 15%, дефицит мощностей в энергетике- 40%. Уровень надежности работы инженерных сетей в 2,5- 3 раза ниже, чем в странах Восточной Европы. Срок службы наружных трубопроводов горячего водоснабжения из-за ускоренной коррозии в 2-4 раза ниже нормативного. В районах исторической застройки степень изношенности инженерных систем достигает 60%.

— Инфраструктурный дефицит накопился не в один день. Как мы довели свои города до такого положения?

— В Санкт-Петербурге мы имеем три разные инфраструктурные проблемы: устаревшие сети в центре города, их полное отсутствие при комплексной застройке окраин и локальный  дефицит мощностей при точечной застройке. Все они возникли, как результат хаотичной, но интенсивной застройки города, которая началась примерно в 2002-2003 годах. С этим сталкивались большинство крупных городов мира. Например, в докладе американских специалистов от 2002 года мы находим очень близкие нам вопросы:«3,5 млн миль подземных коммуникаций коммунального хозяйства находятся в ведении муниципальных органов США. Это очень старая инфраструктура. С самого начала ХХ века она нерегулярно и редко подвергалась ремонтным и восстановительным работам. Из-за этого исторически отсутствующего планирования подземной части города мы платим очень высокую цену за то, что мы вынуждены делать там сейчас». Пожалуй, ключевыми словами здесь являются «отсутствие планирования» – как раз то, с чем мы столкнусь сейчас. Власти пытаются осуществлять планирование, но оно слишком краткосрочное и напоминает скорее латание дыр, а не комплексный подход.

Инновации в помощь

— Как можно исправить положение дел?

— Меры, которые способны исправить ситуацию, следует разделить на два направления: оптимизация имеющихся мощностей и внедрение инновационных технологий. Первое направление можно назвать подготовительной работой для второго.

Оптимизация подразумевает исправление имеющихся проблем и состоит из множества усовершенствований. Например, оптимизация схем подключения электросетей способна высвободить до 20% мощностей. При реконструкции системы водоснабжения должно быть частичное, а лучше полное исключение пользования воды коммунального водопровода промышленностью, которая может расходоваться 50—70% общего суточного расхода воды города. Оптимизировать затраты возможно также  с помощью применения более качественных и долговечных материалов и оборудования. В той же системе водоснабжения и водоотведения 70% труб стальные, подверженные сильной коррозии,  хотя в мировой практике 70% составляют пластиковые трубы и только менее 20% —стальные.

— Готовы ли мы, финансово и ментально, к следующему этапу – к внедрению инновационных решений?

— Думаю, не готовы: слишком высока сегодня сопротивляемость ко всякого рода новым технологиям. Причины тому многообразны: высокий уровень бюрократии в процессе принятия решений, малое количество собственных разработок, готовых к коммерческой реализации, отсутствие интереса у администрации; отсутствие законодательной базы. Покупка любого «ноу-хау» – не проблема для крупного девелопера. Но любая технология, безусловно, требует адаптации под наши строительные нормы. Поэтому главным «заказчиком» на такие разработки должно быть государство.

—  Программа реконструкции центра Санкт-Петербурга – главный вызов для инженеров города. Как восполнить дефицит мощностей и провести модернизацию сетей без потерь для исторической архитектуры?

–  Поскольку сейчас идет большая работа по концепциям развития исторических кварталов и их реконструкции, было бы актуально параллельно открыть конкурс на предложение наиболее щадящих технологий в области инженерных коммуникаций, причем проводить его нужно на международном уровне.

Например, один из вариантов таких технологий — бестраншейный ремонт водопровода. На Западе его называют «невидимым строительством». За последние 30 лет стало возможным устанавливать, поддерживать и инспектировать подземные инженерные коммуникации с частичным или полным отсутствием вскрытия земли.

Существует также технология слежения за состоянием трубопроводов  — внедрение таких средств,  как маленькие камеры, которые могут автономно продвигаться по подземному трубопроводу. Если изначально строить с системами слежения и пунктами очистки в стратегически важных точках трубопроводов, то ремонт, реконструкция и очистка линий становится легким и приятным делом. Другим вариантом решения проблемы замены теплотрасс и теплоснабжения центра в будущем может стать использование локальных источников – индивидуальных тепловых пунктов в подвалах реконструируемых зданий или в виде крышных установок. Технологий много, требуется их аккумулирование и тщательная проработка специалистами.

Но, если привлечь в город весь мировой опыт, найдется индивидуальное решение и для нашего исторического центра с неустойчивыми грунтами и прочими особенностями, где реконструкция и модернизация наиболее затратны, трудоемки и регулируются не только нормативами, но и законодательными актами о сохранении объектов культурного наследия.

10.10.2012

Конфидент. Хроника двадцатилетия

Октябрь двенадцатого. За плечами оказались два десятка лет работы: успехов, неудач, поисков, встреч, перемен и надежд. На ум пришла строчка из песни: […]

Читать далее

Конфидент. Хроника двадцатилетия

Октябрь двенадцатого. За плечами оказались два десятка лет работы: успехов, неудач, поисков, встреч, перемен и надежд. На ум пришла строчка из песни: «Ты помнишь, как все начиналось?» Хочется помнить — о проектах, людях, событиях, которые составили твою собственную жизнь, были и являются частью жизни многих других.

Эта книга не претендует на высокую художественность, не учит стратегии успеха, не пестрит показателями рыночных коэффициентов и цифрами из отчетов.

Эта книга является небольшой летописью петербургской компании, которая год за годом боролась, смогла выжить, найти свой путь и добиться успеха в условиях пониженной прогнозируемости и нестабильности рынка, на фоне сложных политических событий.

И, наконец, эта книга – посвящение всем тем людям, которые 20 лет вместе работают, мечтают, ошибаются, экспериментируют, стремятся сделать лучше родной город.

07.10.2012

“Конфиденту” 20 лет!!!

Сегодня компания «Конфидент» отмечает свой 20 день рождения! Выражаем всем коллегам, партнерам и друзьям нашу искреннюю […]

Читать далее

“Конфиденту” 20 лет!!!

Сегодня компания «Конфидент» отмечает свой 20 день рождения!

Выражаем всем коллегам, партнерам и друзьям нашу искреннюю благодарность и глубокую признательность за поздравления, теплые слова, подарки!

Мы верим в сохранение сложившихся деловых и дружеских отношений, надеемся на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество еще ни один десяток лет!

Спасибо!

01.10.2012

Индивидуальное жилье тянется к уму

Система «умный дом» пока чаще всего применяется в индивидуальных домах премиального класса. В многоэтажных домах более распространено […]

Читать далее

Индивидуальное жилье тянется к уму

Система «умный дом» пока чаще всего применяется в индивидуальных домах премиального класса. В многоэтажных домах более распространено применение лишь элементов такой системы.

Система «умный дом» – это целый комплекс, который позволяет запрограммировать работу инженерных систем здания, отвечающих за каждый участок: отопление, освещение, вентиляцию, кондиционирование, охранные системы и пр. Если речь идет о жилом помещении, то можно настроить абсолютно все: когда включать и выключать свет, какую температуру поддерживать в определенное время суток, когда включать стиральную машину и т. п.
В результате оптимизации работы всех систем и механизмов, а также постоянного контроля за их использованием удается снизить общее энергопотребление объекта недвижимости практически вдвое. Система «умный дом» отслеживает любое изменение в работе инженерных систем, поэтому фиксирует малейшие колебания и своевременно реагирует на них. Система настроена так, что способна принять меры к устранению сбоев или неполадок. Например, протестировать линию, отключить неисправный узел, оповестить специалистов ремонтной службы, поставить в известность собственника обо всем, что происходит на объекте.
Технически такая система состоит из блока управления, датчиков (движения, температуры, влажности, дыма, освещенности, разбития стекла, протечки воды), исполнительных устройств (светильники, кондиционеры, розетки, устройства перекрытия воды), управляющих устройств (реле, электромагнитные клапаны), блока питания и аварийного источника питания. Они реализуют основные функции системы(управление инженерными системами, безопасностью, освещением) и дополнительные функции, например Multiroom (аудио и видео), включение в систему счетчиков потребления энергоресурсов (вода, электричество, газ, тепло) с выводом показаний на экран сенсорной панели с возможностью ведения статистики расхода ресурсов и оплаты; сбор метеоинформации внутри дома и вне дома (температура, влажность, давление, скорость ветра, атмосферное давление).
Самый важный элемент системы – блок управления. Он позволяет создавать индивидуальные сценарии: режимы работы освещения, вентиляции, отопления, кондиционирования (утренний режим, дневной режим, ночной экономичный, энергосберегающий); задание сценариев «сон», «гости», одновременное отключение одних приборов и включение других нажатием одной кнопки; удаленный запуск запрограммированных сценариев.
В жилом секторе система чаще всего встречается на объектах жилой элитной недвижимости. Впрочем, далеко не все обладатели даже статусного жилья готовы платить за их максимальную комплектацию.«Гораздо важнее, на наш взгляд, предоставить клиенту возможность установить именно тот набор „умной“ инженерии, который ему действительно необходим. Например, строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга“ первой на рынке начала предусматривать на кухнях своих объектов два вентиляционных канала – индивидуальный и с возможностью подключения вытяжки», – рассказал Денис Бабаков, коммерческий директор бизнес-единицы «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад».
Но чаще система инсталлируется на объектах офисной недвижимости класса А. «Среди наших заказчиков такой системой пользуется БЦ „Альфа Арбат центр“ (Москва). На объектах коммерческой недвижимости возможности системы зонированы в зависимости от потребностей арендаторов: в одних бизнес-центрах вся система функционирует при помощи нажатия одной кнопки, в других автоматизировано управление лишь системами освещения и кондиционирования», – рассказал Александр Скробко, директор департамента по работе с клиентами MD Facility Management.
По мнению специалистов, повсеместное использование интегрированных систем управления и интеллектуальных систем тормозится из-за целого ряда причин. Это и неосведомленность общества о продукте, и отсутствие стимулирования прогрессивных строительных технологий со стороны государства, и разрозненность интересов, и неслаженная работа различных административных городских служб. «По мере роста понимания важности и целесообразности внедрения таких систем спрос будет увеличиваться. Инвесторы будут требовать создания таких систем для разных зданий. Уже сейчас все большим интересом пользуются системы автоматизации для торговых центров, спортивных сооружений, банков, вокзалов», – считает господин Скробко.
Впрочем, в среде аналитиков есть и скептики. Зося Захарова, генеральный директор компании London Real Invest, считает, что комплексное внедрение систем «умного дома» вряд ли получит широкое распространение. «Когда понятие „умный дом“ только появилось, это было действительно очень модно и интересно. Но постепенно люди начали приходить к тому, что излишняя автоматизация может стать не благом, а бременем. Безусловно, какие-то отдельные автоматизированные системы представляют интерес покупателей, например автоматическое включение света, поддержание определенной температуры или влажности: это делает жилье более удобным и комфортным. Но когда человек начинает зависеть от всей этой системы и когда что-то ломается, он не может этого исправить, дом становится его врагом. Сейчас наиболее актуален вариант, когда покупатель может выбрать определенный пакет тех автоматизированных систем, которые ему необходимы. Автоматизированные системы должны быть максимально просты в управлении и легко заменимы в случае поломки», – резюмирует госпожа Захарова.
Мнение:

Петр Кузнецов, директор инжиниринговой компании «Конфидент»:
– Система «умный дом» ведет к удорожанию проекта. Затраты будут зависеть от того, какие именно системы внедряются. Если это система «умный дом», то смело приплюсуйте 1000 рублей к затратам на 1 кв. м, если вы хотите получить не только «умный», но и энергоэффективный дом, речь идет уже о 5000 рублей за 1 кв. м. Хотелось бы еще добавить, что внедрять систему «умный дом» следует только в современных новостройках, поскольку старое оборудование и коммуникации не всегда подходят для подключения к системе либо на это уйдет еще большее количество финансовых средств.

19.09.2012

Открыта регистрация на IV ежегодный Форум «Будущий Петербург»

Форум 2012 года получил название «Будущий Петербург. Запрос на изменения». Серия подготовительных мероприятий стартует 12 октября. […]

Читать далее

Открыта регистрация на IV ежегодный Форум «Будущий Петербург»

Форум 2012 года получил название «Будущий Петербург. Запрос на изменения». Серия подготовительных мероприятий стартует 12 октября. Итоговый день Форума – 19 ноября.

Ежегодно в ноябре ведущие представители городского сообщества собираются на Форум «Будущий Петербург» (www.future-spb.ru), организуемый медиахолдингом РБК. Это – площадка для обсуждения главных для Петербурга тем текущего года. Так, в 2011 году в ходе форума была обсуждена концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

В 2012 году организаторы Форума среди прочих тем выделили два важных направления – «Новый Петербург и пространство серого пояса» и «Исторический центр Петербурга – поговорим о главном», итоги которых будут дискутироваться на заседаниях итогового дня Форума. Порядка 500 компетентных горожан примут участие в разговоре о том, как сохранить старый город и как построить новый.«Пространство серого промышленного пояса является территорией компромиссов – оно позволяет создавать современную городскую среду, не разрушая историческое наследие Петербурга, – говорит руководитель проекта „Будущий Петербург“ Елена Кром. – Поэтому между двумя циклами мероприятий форума существует прямая связь».

В рамках подготовительных мероприятий Форума впервые будет проведен архитектурный и девелоперский форсайт. Партнеры по организации форсайта – проектная группа «Лаборатория Градостроения», Агентство стратегических инициатив, проектный институт «Урбаника» и др.

Также в числе ключевых событий Форума – однодневная конференция-дебаты «Программа реновации исторического центра», включающая презентацию и обсуждение работ архитекторов – участников городского конкурса мастер-планов, и пленарная дискуссия «Трансформация городов: направление изменений. Международный и московский опыт».

Дискуссии, форсайты, презентации  Форума «Будущий Петербург» пройдут с сентября по ноябрь 2012 г. Их итоги будут подведены на пленарном заседании, состоящем из трех частей, в присутствии ведущих российских и зарубежных экспертов. Итоговое пленарное заседание Форума «Будущий Петербург» состоится 19 ноября 2012 года.

Регистрация участников открыта на официальном сайте форума www.future-spb.ru. На сайте представлен также подробный график мероприятий Форума.

Содержание Форума готовится совместно медиахолдингом «РБК» и Центром стратегических разработок«Северо-Запад» при участии Гильдии управляющих и девелоперов.

14.09.2012

ГУД поздравляет Конфидент!

Гильдия управляющих и девелоперов поздравляет компанию «Конфидент» и её сотрудников с 20-летним юбилеем успешной работы! За годы продуктивной работы […]

Читать далее

ГУД поздравляет Конфидент!

Гильдия управляющих и девелоперов поздравляет компанию «Конфидент» и её сотрудников с 20-летним юбилеем успешной работы!

За годы продуктивной работы «Конфидент» охватил широкое поле деятельности в области проектирования, монтажа и эксплуатации инженерных систем, а также обеспечения информационной безопасности бизнеса. «Конфидент» стал незаменимым и надёжным партнёром многих девелоперских и строительных компаний. Инженерное оснащение зданий – первоочередная задача всех строителей, от него зависит успех реализации проекта в целом. В связи с этим приятно осознавать, что на российском рынке есть опытная команда специалистов в лице «Конфидента», которая предоставляет услуги высокого качества и идёт в ногу со временем и требованиями рынка, внедряя современные технологии.
«Конфидент» небезосновательно и прочно занял свою нишу. Гильдия управляющих и девелоперов желает «Конфиденту» развить такую же успешную деятельность в регионах России и стать ведущей компанией в своей области!

05.09.2012

Девелопмент Санкт-Петербурга: максимизация потенциала

В горячей полемике последних двух лет на тему градостроительной политики Санкт-Петербурга принимало участие множество специалистов: представители власти, […]

Читать далее

Девелопмент Санкт-Петербурга: максимизация потенциала

В горячей полемике последних двух лет на тему градостроительной политики Санкт-Петербурга принимало участие множество специалистов: представители власти, градозащитники, архитекторы, девелоперы, строители. Но самыми редкими гостями таких дискуссий являются убранисты. Именно урбанисты занимаются поисками оптимальной и логичной модели развития городов, которая в дальнейшем способствует привлечению инвестиций для развития городских территорий различного назначения.

Оригинальные решения неразрешимых городских дилемм, соединение инноваций и традиций, обсудят во время мастер-класса: «Девелопмент Санкт-Петербурга: максимизация потенциала» британский урбанист Чарльз Лэндри, известный петербургский архитектор Владимир Григорьев и директор петербургской инжиниринговой компании «Конфидент» Петр Кузнецов.

Будут раскрыты следующие вопросы:

  • Возможно ли интересное развитие периферийных районов города? Могут ли они стать новыми креативными центрами, приумножающими привлекательность города?
  • Как креативно использовать промышленные здания для привлечения проектов стартапа? Может ли в этом помочь культурный компонент и зонирование бизнес-инкубаторов?
  • Как может город создать программы обновления (регенерации) среды, сочетающие девелопмент с  экономическими и культурными инициативами?

Чарлз Лэндри представит примеры из мировой практики: практика северных городов, которые решают проблему путем  интегрирования наследия и инновационных проектных решений. А также рассмотрит несколько территорий Санкт-Петербурга и даст свое видение их развития.

Мастер-класс пройдет при поддержке компании «Конфидент», которая 20 лет работает на рынке Санкт-Петербурга, участвует во многих городских инвестиционных инфраструктурных проектах, занимает активную позицию в вопросах градостроительного развития.

Петр Кузнецов: «Сейчас мы все вступили в период, когда уже невозможно развивать город в рамках советского планового подхода к градостроительному планированию, когда все рассчитывалось исходя из усредненного набора норм на душу населения и его однородности. В город должны придти инновации».

Владимир Григорьев, архитектор: «Современный Петербург паразитирует на Петербурге историческом. Город имеет ярко выраженную центростремительную организацию. Все, что привлекает, интересует, завораживает, за редким исключением, находится в центре, все остальное — периферия, „спальные районы“. У жителей районов, расположенных всего лишь в нескольких километров от центра, бытует выражение «поехать в город“. Унылое однообразие новой жилой архитектуры только усугубляет разрыв качества городской среды. В купе с этим и  радиальная система транспорта, дополненная только одним полноценным кольцом. Будущее города — в развитии окраин.»

13.08.2012

Долгая дорога к стройке

Пробелы в федеральном законодательстве, самодеятельность местных властей и коррумпированность чиновников – три источника формирования административных барьеров в строительной отрасли. […]

Читать далее

Долгая дорога к стройке

Пробелы в федеральном законодательстве, самодеятельность местных властей и коррумпированность чиновников – три источника формирования административных барьеров в строительной отрасли.

Взаимоотношения застройщиков и местных органов власти давно стали болевой точкой строительного комплекса. Северо-Западный округ в этом не исключение.
«Как правило, каждое третье заявление об ограничении предпринимательской деятельности связано с административными барьерами в строительстве – либо это задержка с выдачей разрешительной документации, либо проволочки с подписанием соглашений», – отмечает заместитель полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Сергей Зимин. Как показывают исследования, у этой беды две причины – излишняя самодеятельность (или бездеятельность) администраций регионального и местного уровней и коррумпированность чиновников.

Оцифрованное «все плохо»

То, что в России «все плохо» с согласованием строительных проектов, на эмпирическом уровне понятно давно. «Мы более 20 лет консультируем наших клиентов, в основном международные компании, по проектам строительства их производств или коммерческих объектов и осуществляем правовое сопровождение этих проектов от бизнес-идеи и до регистрации прав собственности на завершенный строительством объект. В нашей практике были проекты, проектирование и строительство которых, включая все административные процедуры, заняло 1,5 года, те, которые реализовывались около 5 лет и, наконец, те, которые до сих пор не могут реализоваться и уже несколько лет находятся на стадии утверждения проекта планировки территории, несмотря не все усилия инвестора», — рассказывает партнер международной юридической фирмы Salans Карина Чичканова.

Для измерения масштабов бедствия — высоты административных барьеров в жилищном строительстве — Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) и Фондом «Институт экономики города» проведено совместное исследование. Проанализирована бизнес-среда 43 городов Российской Федерации на предмет количества требуемых процедур, их сроков и стоимости при реализации проектов по строительству многоквартирных домов. Москву в список не включили, так как после смены губернатора в городе происходили большие изменения в части регулирования жилищного строительства. В СЗФО были изучены пять городов: Санкт-Петербург, Великий Новгород, Калининград, Петрозаводск и Череповец (см. таблицу).

Для более наглядного представления проблемы исследователи создали идеальную модель — некий виртуальный Нормативный город, в котором обязательными для застройщиков являются только процедуры, предусмотренные федеральными законами и нормативными правовыми актами. «Как выяснилось, абсолютно все города далеки от показателей Нормативного города. В среднем количество процедур в них в два раза больше, при этом часть требований местных и региональных администраций противоречат федеральному законодательству», — поясняет руководитель исследовательского проекта, научный советник президента Фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди. Федеральным законодательством предусмотрено всего около 50 согласительных и разрешительных процедур, но на практике их количество колеблется от 73 до 129-ти.

В самом запущенном случае, обнаружили исследователи, для преодоления всех препон строительной компании понадобилось четыре с половиной года. В среднем застройщики тратят на прохождение всех процедур около трех лет, что втрое больше, чем в Нормативном городе. Причем разрыв реальности с идеалом мог быть еще больше, так как для определения временных затрат на прохождение каждой процедуры в Нормативном городе принимались указанные строителями средние фактические значения, а не регламенты федерального законодательства. Например, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, срок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не должен превышать 10 дней со дня поступления заявления. По результатам мониторинга на эту процедуру уходит в среднем 15 дней. Расходы строительной компании на прохождение всех процедур составляют в среднем 25 млн рублей или 10-30% стоимости проекта. Для сравнения: в Восточной Европе застройщику требуется пройти всего 20 процедур, на которые уходит 238 дней.

Трудно и дорого

Легче сказать, на каком этапе административные барьеры наиболее близки к идеальным – это государственная регистрация введенного объекта. Для ее получения строительная компания должна пройти всего три процедуры против двух в Нормативном городе. На всех остальных этапах – землеустройства, проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию — компании в большинстве регионов сталкиваются со значительными отклонениями от федерального законодательства по количеству и срокам процедур. Самыми «нагруженными», как выяснилось, являются строительство и ввод в эксплуатацию, на них приходится в среднем по 35 процедур. Больше всего времени уходит на согласования в ходе проектирования и строительства, они в среднем занимают 296 и 265 дней соответственно.

Отдельная тема – взаимоотношения застройщиков с ресурсоснабжающими организациями. Основная причина затягивания проектирования строительства – сложности с получением технических условий на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, без которых проект не пройдет экспертизу. В среднем застройщику до начала строительства требуется получить около 24 согласований и разрешений на подключение «инженерки». Второй раз через мытарства девелопер проходит, достроив объект, когда пора переходить к подписанию актов ввода в эксплуатацию инженерных систем. Для этого надо выдержать еще около 30 процедур, связанных с подтверждением технической готовности систем коммунального обслуживания дома.

Взаимодействие строителей с монополистами не только самое сложное, но и наиболее дорогостоящее. На него приходится около 80% затрат, связанных с прохождением бюрократических процедур или около 21 млн рублей. Положение застройщика осложняется тем, что практически отсутствуют системные тарифы на инженерное обеспечение. «Как показывает практика, более чем в половине субъектов РФ не утверждена плата за присоединение к объектам инженерной инфраструктуры (тариф), так как на муниципальном уровне не всегда должным образом исполняется федеральное законодательство в отношении вышеуказанного тарифа. При этом стоимость присоединения составляет до 20%, а в некоторых случаях до 30% себестоимости строительства жилья. Это очень большая финансовая нагрузка для застройщика, которая потом включается в стоимость квадратного метра», — считает заместитель генерального директора Фонда «РЖС» Андрей Шишкин.

«Творчество» на местах

Практика административных процедур в строительстве значительно различается по регионам. Причем город, создавший почти идеальные условия получения согласований на одном этапе строительства, на другом этапе может оказаться в числе самых злостных волокитчиков. Например, в Великом Новгороде для землеустройства участка, купленного или полученного на аукционе, застройщику необходимо пройти всего 7 процедур, что совпадает с показателем Нормативного города. Зато для ввода жилья там надо заручиться 38 документами против 24-х нормативных. Сравнив показатели городов, исследователи пришли к главному выводу: различия в высоте административных барьеров обусловлены особенностями региональной и местной нормативной правовой базы.

Но предпосылки для бюрократического «творчества» на нижних уровнях зачастую создаются неполнотой федерального законодательства. «В федеральных законах нет срока для разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия. Поэтому такие проекты не разрабатываются, сведения о таких зонах не попадают в Правила землепользования и застройки, а это значит, что каждый раз застройщик должен проходить отдельную процедуру получения справки о наличии или отсутствии объектов культурного наследия в зоне, где расположен его участок. Вот и избыточная процедура», — приводит пример Татьяна Полиди.

Другой механизм появления собственных правил в каждом городке и поселке – правовая недостаточность на региональном и муниципальном уровне для решения переданных в их ведение градостроительных вопросов. Прежде всего, отмечают эксперты, не хватает ясных законодательных правил для принятия принципиального решения о строительстве. «Подходы и концепции, изложенные в Градостроительном Кодексе РФ, в целом логичны, понятны, достаточны и соответствуют международной практике. Однако применение таких правил, за небольшим исключением, возложено на местный (региональный или муниципальный) уровень, что также соответствует международной практике. Но в России именно здесь и начинаются все проблемы, от забюрократизирования процедурных процессов, вольного (не в пользу инвестора) толкования федеральных норм, до просто „неповиновения“ требованиям федерального закона», — рассуждает Карина Чичканова.

В подавляющем большинстве регионов России до сих пор не созданы базовые инструменты, необходимые для выполнения градостроительных функций. Не приняты схемы территориального планирования, генеральный план, который глобально устанавливает функциональные зоны развития, и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), которые в конечном итоге определяют, что можно строить на участке и с какими ограничениями и параметрами. Эти правовые «провалы» оставляет свободу для творчества местных властей. «Девелоперы, которые работают в муниципальных образованиях, не имеющих генеральных планов и правил землепользования и застройки, выкупают земельные участки в собственность, а затем по сложным процедурам и отдельным регламентам получают разрешение на строительство. Все это продолжительно по времени и непрозрачно с точки зрения принятия решений на каждом этапе формирования исходно-разрешительной документации для начала строительства», — комментирует Андрей Шишкин.

По данным «Института экономики города», около 40% всех зафиксированных исследователями процедур можно отнести к редким и крайне редким (применяются соответственно в 20-40% и менее чем в 20% обследованных городов). То есть, они были «изобретены» на местах в условиях отсутствия узаконенных норм и правил.

Неизмеримые барьеры

Правовая неопределенность выливается в двоякое поведение чиновников. В ряде случаев она порождает безынициативность и нежелание брать ответственность на себя. Инвестор на каждом этапе сталкивается с чиновником, которому легче найти массу аргументов для отказа на основе отсутствия «инструкции», чем принять на себя смелость по согласованию вопроса. Особенно трудно побороть нелюбовь представителей властей и контролирующих органов к нестандартным подходам и активным действиям, когда речь идет о применении новой технологии. «С проблемой сложного получения разрешений на современное оборудование мы сталкивались неоднократно, например, при проектировании механической вентиляции в жилом здании. Казалось бы, что может быть плохого, когда улучшаются качественные показатели воздуха? Но получить положительное заключение удалось лишь после нескольких месяцев отказов с формулировкой „применять не допускается“, — рассказывает директор компании «Конфидент» (системы безопасности в строительстве) Петр Кузнецов.

Вариантом чиновничьей апатичности является «итальянская забастовка» — строгое следование регламенту без очевидной необходимости. «Безусловно, есть документы, которые требуют отпущенных для рассмотрения 20 дней, поскольку они затрагивают такие аспекты как безопасность или качество. Но существуют и те документы, рассмотреть которые можно за час! Но если у чиновника по регламенту стоит 20 дней, то получить решение раньше вам вряд ли удастся. А если это решение отрицательное, то возвращает вас опять в начало этой бесконечной цепочки», — возмущается Петр Кузнецов. Затягивание сроков получения согласований приводит к финансовым потерям инвестора. В исследовании «Плохие институты в российской экономике», проведенном полтора года назад Институтом проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге для медиахолдинга«Эксперт», говорилось: «Все участники рынка указывают на то, что наибольший ущерб, то есть, повышение себестоимости, вызывается длительностью согласований и непредсказуемостью сроков». «Абсолютное количество коррупционных денег, которые ты отдал, оно незначительно в рамках проекта. Но основная проблема в том, что это очень гигантские временные затраты», утверждают девелоперы.

Впрочем, низкая заинтересованность должностного лица в сотрудничестве зачастую не более чем способ вымогания поборов. Это аспект отношений строительного комплекса с властями остался за рамками исследования НОСТРОЙ и «Института экономики города». «Мы изучали только официальные процедуры и платежи, за рамками остались всякие неизмеримые барьеры, такие как доступ на рынок города или региона, коррупция при предоставлении земельных участков на аукционах, при подключении к коммунальным сетям», — признает Татьяна Полиди. Авторы упомянутой работы про плохую институциональную среду в России как раз постарались измерить барьеры такого рода и пришли к интересным выводам. Как рассказывает научный сотрудник Института проблем правоприменения Элла Панеях, интервью с участниками строительной отрасли позволили локализовать источник проблем, определяющих аномально высокие цены на недвижимость: это разрешительные процедуры, так или иначе связанные с правом на возведение или возможность использования зданий и помещений. Плохие институты ответственны за 25-30% цены жилья и коммерческой недвижимости (в Москве этот показатель доходит до 60%). «В отличие от большинства отраслей, в сфере недвижимости присвоение административной ренты до сих пор происходит через взятки наличными. По оценке строителей, доля таких выплат составляет от 5 до 15% стоимости проекта. Помимо собственно издержек, сам процесс обналичивания крупных сумм означает для предпринимателей дополнительные издержки и риски», — поясняет Элла Панеях.
Кроме банальных взяток в строительной отрасли присутствует легализованная коррупция. При множестве разрешительных ведомств существуют по виду частные компании, обладающие неформальной монополией на оформление тех или иных документов, необходимых для получения разрешений. Иногда такие монополисты действительно проводят требуемую работу, оплачиваемую строителем по монопольно высоким ценам. Но чаще не происходит даже этого: так, проект делается частными конструкторами по заказу строительной фирмы, и только потом передается «доверенной» проектной организации, где его лишь (и то предположительно) проверяют на соответствие ГОСТам, и от своего имени передают в разрешительные ведомства, отмечается в исследовании ИПП.

Унификация и прозрачность

Исследователи неблагоприятного климата для строительного бизнеса активизировались не случайно. Их интерес укладывается в логику политики правительства РФ, которое два года назад, летом 2010 года утвердило перечень мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций в сфере градостроительной деятельности. Планом предусмотрена разработка к концу 2011 года целого ряда законодательных и нормативных актов федерального уровня. Пока, по мнению экспертов, лишь 5 из 32 пунктов плана выполнены качественно. Борьба с барьерами сильно отстает от планов.

При этом вполне понятно, в какую сторону следует двигаться: все эксперты в один голос заявляют о необходимости унификации правил получения разрешений и согласований при строительстве объектов, об упрощении процедур и повышении прозрачности процесса. Так, по мнению компании Salans, необходима разработка единой для всей России Дорожной Карты Строительства с комплексным описанием всего технологического процесса — от выбора участка для строительства до выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию. Фонд «Институт экономики города» в переданных в Правительство РФ предложениях указывает на необходимость утвердить перечень федеральных процедур, а также – исчерпывающий список всех дополнительных согласований, которые в рамках своей компетенции имеют право потребовать с застройщика органы местной и региональной власти и монополисты. Размещение этих перечней на официальных сайтах соответствующих госорганов и ведомств защитило бы строителей от волюнтаризма на местах.

Для упрощения жизни застройщиков, процесс согласования на уровне региона или муниципального образования можно построить на принципе «единого окна», чтобы исключить необходимость подавать одни и те же документы в различные ведомства. «Часть согласовательных процедур возможно вовсе упростить или упразднить. Например, если утвержден ППТ, выдача градостроительного плана должна стать автоматической. С положительным заключением экспертизы проектной документации девелопер должен также в автоматическом режиме получать разрешение на строительство»,– предлагает Карина Чичканова. Окончательную прозрачность и упорядоченность процессу придаст переход на электронный документооборот на всех уровнях.

09.08.2012

С Днем Строителя!

Уважаемые коллеги! Коллектив компании «Конфидент» поздравляет Вас с наступающим профессиональным праздником — Днем Строителя! Благодаря Вашему таланту, трудолюбию […]

Читать далее

С Днем Строителя!

Уважаемые коллеги!

Коллектив компании «Конфидент» поздравляет Вас с наступающим
профессиональным праздником — Днем Строителя!
Благодаря Вашему таланту, трудолюбию и опыту растут и
развиваются города, а люди обретают тепло и уют своего дома.
Мы высоко ценим Ваш благородный труд и искренне желаем Вам
процветания, стабильности, исполнения творческих планов и надежд,
семейного счастья и благополучия.
Пусть Вам сопутствуют успех и удача во всех начинаниях!

09.07.2012

Три вечные проблемы: сады, сети и дороги

Петербургу нужен закон, где были бы прописаны взаимоотношения между застройщиками и городом о том, какие обязательства по созданию инфраструктуры берут […]

Читать далее

Три вечные проблемы: сады, сети и дороги

Петербургу нужен закон, где были бы прописаны взаимоотношения между застройщиками и городом о том, какие обязательства по созданию инфраструктуры берут на себя эти стороны при реализации проектов жилищного строительства. Иначе в любой момент город может отказаться от прежних инфраструктурных обещаний.

Традиционно застройщики закладывают На инженерную инфраструктуру примерно 10–15% от стоимости всего проекта. Такие расчеты верны лишь для тех случаев, когда сети требуется проложить только по участку застройки и подключить дом к услугам монополистов, предупреждает Андрей Тетыш, председатель совета директоров АРИН. Если инженерию нужно тянуть к участку издалека, то никаких средних затрат прикинуть невозможно – все зависит от расстояний.

Что касается затрат на социальную инфраструктуру, то, как говорит эксперт Setl Group Владимир Копылов, принято считать, что формула для строительства стандартного образовательного учреждения (школа или детский сад) выглядит так: на каждого будущего ученика по 1 млн рублей. Правда, тут есть нюансы – школа всегда дороже, чем сад. То есть если в школе будет учиться 500 детей, то возведение самого здания обойдется в 500 млн рублей. Но потребуется еще зарезервировать и оборудовать участок для создания пришкольной территории – как минимум площадок для спорта и отдыха, зеленых насаждений. Это увеличивает затраты. Для детсада такие площадки не обязательны.

С расчетами расходов на дорожное строительство сложнее. По этому поводу нет единого мнения ни среди застройщиков, ни среди самих дорожных строителей. Одни утверждают, что для прокладки 1 км обычной четырехполосной трассы достаточно и 80–100 млн рублей, другие говорят, что не обойтись и 200 миллионами.

Город больше не будет

Для действующих проектов жилищного строительства застройщики рассчитывали свои затраты исходя из того, что все сети и дороги, построенные до границ участка, а также детские сады, школы, поликлиники и прочие социальные объекты, предусмотренные проектом планировки территории, город у них выкупит.

Вскоре ситуация может принципиально измениться. Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко подсчитал, что суммарные обязательства города по освоению новых и развитию застроенных территорий превышают 677 млрд рублей. Это слишком большая нагрузка на казну, поэтому даже для уже действующих проектов застройки проведут ревизию, чтобы определить, где инфраструктуру выкупят, а где – нет. Особенно это касается комплексного освоения территорий (КОТ).

Прежде всего город будет поддерживать те проекты, где вообще не требуется строить дополнительную инфраструктуру. В остальных случаях из бюджета будут финансировать только ту инфраструктуру, которая строится в социально значимых кварталах или в рамках проектов по госзаказу. Например, для программы реновации центра Петербурга.

Даже если из-за этого несколько снизятся темпы жилищного строительства, горожане от этого не пострадают, считают в Смольном. По данным главы комитета по градостроительству и архитектуры (КГА) Юлии Киселевой, сейчас на каждого петербуржца приходится почти по 25 кв. м жилья. Этого показателя предполагалось достичь лишь к 2015 году, так что строительство идет немного опережающими темпами. К тому же платежеспособный спрос населения уже не поспевает за предложением. «В основном те, кто мог купить квартиры на свои или заемные деньги, уже сделали это. Теперь наша задача – помочь с улучшением жилищных условий социальным категориям граждан, которые сами не могут обеспечить себя жильем», – считает Юлия Киселева.

Тройной ассортимент

До сих пор существовало три основных схемы сооружения инфраструктуры, которые пока продолжают действовать. Первая – застройщик делает ее за свой счет, а потом город выкупает объекты по себестоимости.

Например, в строящемся комплексе «ЛенСпецСМУ» под названием «Орбита» в Калининском районе предусмотрено два детских сада в общей сложности на 155 мест, которые компания намерена сдать в этом году. Потом их выкупит город. В рамках жилого комплекса, который возводит на Пушкинской улице в Шушарах «Дальпитерстрой», должно появиться шесть детсадов и одна общеобразовательная школа. Один сад компания уже построила. «ЛенРусСтрой» тоже сдал детсад в своем комплексе «Дудергофская линия» в поселке Горелово. Детсады, школы, поликлиники также предусмотрены в комплексах «Акварель» от«Лидер групп», «Южный» от «ГДСК», «Северная долина» от «Главстроя-СПб» и множестве других. Правда, никто из застройщиков не застрахован от того, что выкуп уже построенных объектов затянется на неопределенный срок. Так, например, в «Северной долине» школа застройщиком была сдана еще в прошлом году, и бывший губернатор Валентина Матвиенко обещала, что она откроется в сентябре 2011-го. Но этого не произошло до сих пор.

Второй вариант – подготовка застройщиком на территории будущего комплекса земельного участка, который в дальнейшем бесплатно передается городу для возведения социальных объектов. Однако строители избегают таких схем, чтобы не попасть в такую же ситуацию, как у «ЛенСпецСМУ» с его«Юбилейным кварталом». Компания еще в прошлом году передала городу земельные участки для строительства двух детсадов. Но город к строительству так и не приступил. Только в июне этого года на заседании правительства Петербурга было принято соответствующее решение. Вероятно, стройка начнется не раньше 2013 года, так как средства на нее нужно предусмотреть в городском бюджете. При этом сама компания «ЛенСпецСМУ» первый сад в «Юбилейном квартале» уже открыла. В проекте«Золотая гавань» (на пересечении улиц Яхтенной и Савушкина), который был сдан уже пять лет назад, такая же проблема со строительством школы. Застройщик передал городу подготовленный участок с проведенными коммуникациями, а школы до сих пор нет.

Поэтому УК «Перемена» ( «дочка» ГК «Балтрос»), которая сначала тоже должна была передать городу участки в «Новой Ижоре» и «Славянке» для строительства школ и детсадов, отказалась от этой схемы. В прошлом году компания заключила с правительством Петербурга соглашение о реализации проекта государственно-частного партнерства (ГЧП). Это третий вариант создания инфраструктуры. По такому пути намерена пойти компания «Колвэй», которая в прошлом году купила в Пушкине два участка общей площадью 109 га. Помимо домов на 14 тыс. жителей здесь появятся две школы и четыре детсада.

Гарантии города в рамках ГЧП позволяют застройщику получить банковские кредиты на строительство соцобъектов, что уже и сделала УК «Перемена». Первые два детсада и школу в <<Славянке>> компания уже сдала. А вот с дорогами вышла заминка. Экс-глава комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов утверждал, чтогород сам построит дороги внутри комплексов «Балтроса2 в рамках ГЧП. Однако новый вице-губернатор Петербурга Сергей Козырев опроверг эту информацию, заявив, что денег на это в бюджете не предусмотрено. «Перемена» ждет от Смольного вариантов решения этого вопроса, предложив ему свои.

Очевидно, что ни один вариант не гарантирует выполнения городом обещаний.

Де-юре все спокойно

Как говорят участники рынка, сейчас большинство застройщиков в той или иной степени вынуждены заниматься инфраструктурой, в основном тянуть инженерные сети. Однако если инвесторам придется самим создавать всю инфраструктуру, то стоимость жилого метра в домах возрастет на 400–500 USD, подсчитал генеральный директор «БКН-девелопмент» Леван Харазов. Это означает, что вместо нынешних 80 тыс. рублей (такова сегодня средняя стоимость квадрата в новостройке) жилье будет продаваться по 95 тыс. рублей за квадратный метр.

Это слишком существенное удорожание, которое сделает жилье еще менее доступным, чем сейчас. Поэтому застройщики будут искать возможности сэкономить за счет снижения качества строительства.

Проблема еще и в том, что необходимость строить инфраструктуру добавит множество бюрократических инстанций, которые придется проходить застройщикам. Это не только удорожает, но и затягивает процесс строительства. На согласование инженерии, которое нужно получить до выхода на стройплощадку, уходят месяцы.

Впрочем, застройщики не верят, что город действительно откажется от инфраструктурных вложений. Например, президент ГК «Ренова Строй Групп» Вениамин Голубицкий утверждает, что создание инфраструктуры на участке в 6 га, который компания купила у ЗАО «Терра Нова» на намывной территории Васильевского острова, его компания будет вести вместе с городскими властями. «У нас подписано соответствующее соглашение с губернатором Георгием Полтавченко. Мы надеемся на помощь города и федеральной власти», – заявил Вениамин Голубицкий.

На помощь города в освоении будущего намыва в Сестрорецком районе рассчитывает и Владимир Смирнов, генеральный директор ООО «Северо-Запад Инвест». Его компания получила право создания новых земель в Финском заливе в районе Лисьего Носа общей площадью более 370 га. По оценке Владимира Смирнова, только на инженерную инфраструктуру потребуется как минимум 20 млрд рублей. А кроме этого, надо будет построить школы, детские сады, поликлиники, здания для нужд районной и городской администрации и т. д. Всего на намыве появится 3 млн квадратов недвижимости, из которых 2 миллиона – жилые дома.

Пока никаких юридических подтверждений новой политики Смольного нет. Старые договоренности застройщиков с городом формально никто не отменял. Именно в отсутствии четкой системы взаимодействия, закрепленной на законодательном уровне, Владимир Копылов видит слабое место сферы жилищного строительства. Если бы обязательства сторон были урегулированы законодательно, участники рынка были бы застрахованы от того, что при смене власти политика Смольного поменяется на прямо противоположную.

Петр Кузнецов, директор инжиниринговой компании «Конфидент»:

Проблемы с инженерной инфраструктурой – один из главных барьеров, которые сдерживают развитие строительной отрасли. Санкт-Петербург в этом отношении можно условно разделить на две зоны, каждая из которых имеет свои особенности.

К первой зоне относятся центр и промышленный пояс. Их характерные недостатки – износ сетей, их дисбаланс и нехватка мощностей. Современный уровень развития отрасли позволяет решить эти задачи путем оптимизации схем подключения, использования щадящих технологий и интеллектуальных систем автоматизации.

Вторая проблемная зона – территории на окраинах города. Здесь девелопера ждет полное отсутствие инженерной подготовки земель. На Западе прокладка сетей и ответвления от ближайшего шоссе – это государственные субсидии. У нас в большинстве случаев власти склонны возлагать эти обязанности на плечи застройщиков. Наиболее удачным решением на сегодня является создание ГЧП для совместного инвестирования в инженерную и социальную инфраструктуры.

09.07.2012

Неопределенность рождает неясность

Отсутствие четкой концепции перспективного развития Петербурга держит инвесторов в напряжении и не позволяет планировать деятельность на долгий срок. Пока […]

Читать далее

Неопределенность рождает неясность

Отсутствие четкой концепции перспективного развития Петербурга держит инвесторов в напряжении и не позволяет планировать деятельность на долгий срок. Пока администрация ищет компромисс между противоречивыми функциями города, центр северной столицы развивается вяло.

Участники конференции по коммерческой недвижимости CRE Summit и CRE St. Petersburg & Federal Awards обсуждали, что и как можно и нужно строить в исторических центрах городов, прежде всего – Москвы и Петербурга. Выводы неутешительные: похоже, ничего. Отсутствие четкой позиции властей и правил игры в этом сегменте рынка мешает девелоперам работать. Но правила появятся только вслед за концепцией развития города.

«Мы думаем над комплексным развитием исторического центра Петербурга, – обнадежила председатель комитета по управлению городским имуществом (КУГИ) Мария Смирнова. – Цель – сделать его туристическим, деловым, комфортным для времяпрепровождения и проживания. Сейчас идет работа над концепцией развития города.

Только при поиске компромиссных решений мы добьемся гармоничного развития Петербурга».

То есть нет решения даже по принципиальному вопросу: будет Петербург развивать исторический центр или центр активности сместится на окраины.

По данным ЦСР «Северо-Запад», в крупных городах по всему мирудоля новой застройки невелика – в основном это реконструкция старых кварталов и уплотнение. В частности, в Нью-Йорке новая застройка составляет 30%. Если Петербург сделает ставку на проекты комплексного освоения территорий, инфраструктура в центральной части окажется брошенной.

«Развивать новое – значит не вкладываться в старое. Тяжелая альтернатива», – рассуждают специалисты.«Город никогда не готов вкладывать большие деньги в развитие территорий», – успокаивает Людмила Рева, директор по развитию бизнеса компании Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate.

В центре города и сейчас «безумно тяжело работать», говорит генеральный директор компании«Конфидент» Петр Кузнецов: из-за 90-процентной изношенности сетей доля инженерии занимает в проекте до 35%. По мнению г-на Кузнецова, надо бы перекладывать 400–500 км в год. Замена 1 км сетей обходится в 12 млн рублей.

Петербургские девелоперы уже не спрашивают, за чей счет это надо сделать. Ожидая решений администрации, девелоперы лишены возможности планировать на долгосрочную перспективу. По мнению экспертов, город не выполняет свою задачу.

Нет мастер-плана, нет перспективы в генплане (он фиксирует сегодняшнюю ситуацию), нет идеи, что будет представлять собой Петербург, перечисляет директор дирекции девелопмента «Главстрой-СПб» Анастасия Козлова.

По словам генерального директора «БКН Девелопмент» Левана Харазова, городская администрация пытается увязать план развития с наличием денег. «Но проект долгосрочный (на 25 лет) – он к деньгам не привязан. Инвестор, девелопер найдет средства – при условии закрепления властями понятных правил игры минимум на 10–15 лет», – говорит он.

«Пока мы будем жить от смены губернатора до смены губернатора, реализация долгосрочных проектов невозможна – это видно по сегодняшней ситуации в Москве и Петербурге», – резюмировал Дмитрий Некрестьянов, руководитель практики по недвижимости и инвестициям юридической фирмы «Качкин и партнеры».

Однако специалисты полагают, что есть и более щадящие власть методы работы в исторической части города. В частности, Анастасия Козлова предлагает для начала ввести в практику архитектурные коды – правила для реконструкции и строительства зданий в центре (цвет, материал, декор фасада и прочие элементы), которые не позволят разрушить облик города.

В Москве найден более действенный – по крайней мере, на первый взгляд – способ. Руководитель специализированного государственного унитарного предприятия (СГУП) по продаже имущества города Москвы Тимур Зельдич рассказал: теперь на торгах инвесторы будут приобретать право аренды зданий с обязательством реконструкции и реставрации на 49 лет. Стимулом станет арендная ставка: как только реставрационные работы будут окончены и здание поступит в эксплуатацию, арендная ставка опустится до 1 рубля за квадратный метр в месяц.

«Государство дает возможность вложить деньги и получить прибыль. В отличие от предыдущих городских властей новые говорят: „У нас много социальных задач. Хотите поучаствовать? Взамен мы разрешаем строительство в центре – но только приоритетных объектов – жилья и гостиниц“, – озвучил Тимур Зельдич городскую программу.

К сожалению, полумеры, по мнению участников рынка, кардинально ситуацию не улучшат. «Никто не слышит и не спрашивает мнения рынка», – констатирует Анастасия Подакина из компании «Галс-Девелопмент».

«Прежде всего власти должны выбрать приоритеты развития города, сделать их понятными для инвестора. Тогда коммерческий сектор сможет адаптировать под них свои планы», – уверена Анастасия Козлова.

Отсутствие стратегии развития города приводит к конфликту с общественностью и не позволяет появиться новым ярким проектам, добавила Анастасия Подакина.

Только стратегия позволит эффективно развивать города, сохранять их исторический облик и строить новые объекты, уверены игроки рынка.