Проблемы благоустройства территорий в новых ЖК участники рынка обсуждали в рамках тематической секции на ежегодной […]
Проблемы благоустройства территорий в новых ЖК участники рынка обсуждали в рамках тематической секции на ежегодной XII конференции «НП». Речь шла о возможности использования схемы ГЧП и о применении новейших инженерных решений.
Пётр Кузнецов:
– Всё же максимальный комфорт дают не скамейки во дворе, не объекты благоустройства, а качество строительства.
В первую очередь — качество инженерных систем. Об этом почти не говорят, и сегодня ни слова не прозвучало. Что ещё оказывает влияние на комфорт больше, чем качество воды, её напор, тепло, работающая электрика, вентиляция?.. А ещё лучше — кондиционирование и система увлажнения воздуха. И я молчу про слаботочные сети, Интернет и телевидение, системы видеонаблюдения, диспетчеризации. В соседней Финляндии дома совсем другие: упор делается именно на инженерию, как и в других странах. Весь наш девелопмент, к сожалению, проходит мимо этого. В основном к нам обращаются за «понтами», за чем-то, что можно красиво показать в рекламном буклете. Отличную вентиляцию можно сделать, увеличив себестоимость на 1000 рублей за 1 кв.м. Но наши крупные девелоперы говорят, что они воробья в поле загонят за эти деньги.
И настоящий комфорт подменяется другими понятиями, теми же ваннами для мытья лап.
А ведь важно, чтобы утром можно было в ванной на тёплом полу стоять, чтобы голову помыть чистой водой и без раздражений кожи, чтобы душно не было в квартире. Чтобы любимый сериал не зависал на эротической сцене, а когда сын из школы пришёл — чтобы не надо было из-за неработающего домофона спускаться вниз, открывать дверь… Чтобы из-за сбоя в электросистеме не «сгорала» техника на сотни тысяч. Это всё инженерия. И мы можем её сделать за 8000 рублей на «квадрат», а в элитном секторе — предел мечтаний, 10 000 рублей. Но если себестоимость квадратного метра примерно 30 000-40 000 рублей — конечно, в эту сумму уместить такую инженерию нельзя.
Мы одними из первых в 2012 году пошли на жилищный рынок и, к сожалению, думаем о том, что стоит с этого рынка уходить. Грамотная инженерия в жильё мало кому интересна.
Полный текст дискуссии https://nsp.ru/663-komfort-realnyi-i-mnimyi
На стремительно прямую нить Каменноостровского проспекта, словно две жемчужины, надеты площади: Австрийская и Архиерейская. Австрийская […]
На стремительно прямую нить Каменноостровского проспекта, словно две жемчужины, надеты площади: Австрийская и Архиерейская. Австрийская площадь появилась на городских картах и получила название относительно недавно, в 1992 году. А старинная Архиерейская площадь известна ещё с тех времён, когда «по дороге на Каменный остров» здесь стояло подворье архиерея Феофана, сподвижника Петра I. Сегодня она известна под названием площадь Льва Толстого.
Массовая застройка проспекта началась в конце XIX века. И практически сразу он получил прозвище «легкомысленный красавец», ведь вдоль его обочин тренировали таланты молодые архитекторы-экспериментаторы. Здешние фасады можно рассматривать до бесконечности. Модерн, конструктивизм, эклектика, неоренессанс, неоклассицизм и… старинный английский замок графства Уорвикшир, который стал доминантой бывшей Архиерейской площади. Необычная наружность этого здания по сей день цепляет глаз, даже если мчишься мимо него на большой скорости.
Архитектор Константин Розенштейн приобрёл угловой участок площади в 1908 году. Почти сразу он получил разрешение Государственной Думы на строительство двух доходных домов. «В наследство» ему достался пятиэтажный особняк прусских торговцев Фелькелей, который Розенштейн решил не разрушать, а вписать в новый архитектурный проект. Однако проект получался невзрачным, сколько ни бился над чертежами его владелец. Тогда он решил пригласить к поиску фасадного решения Андрея Белогруда, который увлекался средневековой архитектурой. Сам Розенштейн занялся внутренним техническим оснащением. В результате причудливого творческого симбиоза на площади выросли две башни-близнеца замка Макстоук с зодиакальными часами и стрельчатыми окошками, оборудованные передовыми инженерными системами. Симметричные башни были мастерски дополнены асимметричными окнами разных размеров, элементами неоготики и непохожими друг на друга фасадами, в одном из которых спрятался дом предыдущего владельца.
Получился не просто доходный дом, а почти настоящая мощная крепость. Надёжность конструкции обеспечили, в первую очередь, многопролётные двутавровые балки, которые были сделаны на заказ специально для перекрытий. Они придали зданию устойчивость, от уличного фасада до внутреннего двора. Говорят, благодаря этому техническому решению дом уцелел в годы блокады при попадании фугасных бомб. К этому можно прибавить двухслойные «замковые» стены, которые были выполнены из кирпича, покрыты толстым слоем шлакобетона, а затем песчаником. В проекте шлакобетон использовался впервые и по двум причинам. Во-первых, чтобы задекорировать элементы фасадов под шероховатые состаренные камни, а во-вторых, повысить энергоэффективность здания, ведь такая облицовка сохраняет тепло зимой и прохладу летом. Увеличенная толщина стен настоящую осаду, конечно, не выдержала бы, но позволила спрятать все внутренние коммуникации: вентиляционные каналы, водопроводные и отопительные трубы, электрическую и газовую разводку. Розенштейн чрезвычайно увлекался новейшими технологиями. Поэтому в собственном доходном доме он реализовал все мыслимые в ту пору удобства. Все квартиры были оборудованы встроенными шкафами и паровым отоплением, кухни – газовыми плитами, ванные комнаты – калориферами для сушки полотенец и ванными, утопленными в пол по последней моде. В одной из башен располагалась бильярдная комната, а во дворе – парковка автомашин.
Новый доходный дом до революции успели обжить представители петербургского бомонда. Здесь же, в квартире между башнями, жил один из его создателей – Андрей Белогруд. При советской власти на разных сторонах первого этажа в разное время работали кинотеатры, телестудии и сберкасса. В 1950-е Дом с башнями был официально признан памятником архитектуры и взят под государственную охрану. В 1978 году здесь открылся театр «Эксперимент», а с 1996-го помещение перешло знаменитому театру «Русская антреприза имени Андрея Миронова». Здание сохранилось с момента постройки почти в неизменном виде.
«Дом с башнями Розенштейна и Белогруда стал одним из символов Петроградской стороны. Он был богато оснащён технически и возводился с использованием передовых технологий строительства (так, в состав нового здания вошёл небольшой доходный дом Фелькеля). Архитектура хоть и выполнена иронично в духе историзма, но она работает очень эффективно, формирует качественную городскую среду и заставляет любоваться собой», – комментирует Антон ЖИРНОВ, куратор образовательного проекта «Петербург глазами инженера».
Название: доходный дом Розенштейна, или Дом с башнями
Адрес: Каменноостровский пр., 35/ул. Льва Толстого, 2
Архитекторы: Константин Исаевич Розенштейн, Андрей Евгеньевич Белогруд
Годы постройки: 1913-1915
Автор колонки: Пётр КУЗНЕЦОВ, директор компании «Конфидент»
XII Ежегодная конференция профессионалов рынка, организованная газетой «Недвижимость и строительство Петербурга», собрала более двухсот участников. […]
XII Ежегодная конференция профессионалов рынка, организованная газетой «Недвижимость и строительство Петербурга», собрала более двухсот участников. Подведение итогов и обсуждение стратегий дополнили property-тур, а также экскурсия на закрытый объект.
Конференцию открыл вице-губернатор Ленинградской области Михаил Москвин, приветствовавший участников от лица главы 47-го региона Александра Дрозденко. Он напомнил о действующих в области программах по строительству «социалки» (как же их не хватает застройщикам, работающим в городе!) и рассказал о планах. Согласно нацпроекту, к 2024 году Ленобласть должна вводить 3,8 млн кв.м жилья. Итоги этого года – 2,6 млн кв.м, и именно на этот показатель правительство хочет равняться и в будущем, чтобы не допустить острого дефицита инфраструктуры в районах новостроек (уже сейчас не хватает 5400 мест в садиках и 8190 – в школах, не говоря уж о медицине).
Итоги года, ставшего переломным для рынка жилищного строительства, подвёл Алексей Белоусов, генеральный директор Ассоциации «Объединение строителей СПб»: «Стратегически проигравших в споре между застройщиками и банковской отраслью нет. И если тактически мы немного проиграли, то всё равно не унываем. Главное наше пожелание, которое я много раз повторял, – хотя бы пять лет прожить без изменений в законах». На региональном уровне застройщиков в первую очередь заботит проблема строительства социальных объектов. Из-за того, что финансирование городской Адресной инвестиционной программы сокращается, а Комитет по строительству при этом не осваивает выделенные суммы, «социалка» за последние годы не получила около 120 млрд рублей – это примерно 400 детских садов, которые перекочевали в соглашения с застройщиками.
Угрозой будущего года Александр Брега, генеральный директор строительной компании «Мегалит», считает законопроект, по которому на средства, внесённые на счета эскроу, должны начисляться проценты. «Это катастрофа, банки станут выдавать нам деньги под 10–12% годовых, ставку будет не снизить. А дольщик получит доход в банке, а потом ещё и квартиру – по цене, которая была три года назад. На рынке произойдёт коллапс, я предлагаю не ждать его и объединить усилия, как это было сделано при обсуждении поправок в 214-ФЗ», – призывает г-н Брега.
«Если такой закон примут, это печально для застройщиков», – согласна Ольга Храмцова, начальник Управления кредитования головного отделения по СПб Северо-Западного банка ПАО «Сбербанк».
Основная новация уходящего года – переход на эскроу. «Для покупателей принципиальной разницы мы пока не видим. Разница в цене, естественно, есть. Получается дороже на 10–15%, – говорит Игорь Креславский, председатель правления совета директоров компании «РСТИ». – Результаты можно будет оценить через два-три года. Очевидно, что будет рост цен, а объёмы строительства уменьшатся».
«Альтернатива эскроу – найти инвестора или самим выступать инвестором, но не думаю, что от этого могут вырасти объёмы строительства», – добавляет Анзор Берсиров, руководитель проектов КОТ компании «Строительный трест». «Проектное финансирование банки так или иначе выдадут, важно понять, как правильно пользоваться этим продуктом, потратить деньги с умом», – напомнил Максим Жабин, заместитель генерального директора СК «ЛенРусСтрой».
Действие новых правил уже ощущают подрядчики. «Если раньше у нас было авансирование, то сейчас сначала производятся работы, закрываются акты, банк их рассматривает определённое количество времени, а потом выдаёт денежные средства на покрытие расходов», – поясняет Ольга Ульянова, руководитель департамента рекламы и маркетинга ГК «Полис Групп».
Впрочем, бодрости духа девелоперы, как обычно, не теряют. «Элитная недвижимость мне кажется менее зависимой и чувствительной к произошедшим изменениям, – рассуждает Тенгиз Адамия, директор департамента продаж ГК «Еврострой». – Мы оцениваем ситуацию с умеренным оптимизмом».
«Мы позитивно заканчиваем 2019 год и так же смотрим на 2020-й и даже 2021-й, потому что считаем: ещё рано делать какие-то выводы», – считает Егор Фёдоров, руководитель отдела продаж строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон Инвест». «Не помню периода, когда не было перемен, деваться нам некуда. Мы стараемся рассматривать ситуацию как рабочую», – резюмировала Светлана Денисова, руководитель отдела продаж СК «БФА-Девелопмент».
«Год назад прогнозы на 2019-й делались очень аккуратно, однако объём предложения в целом по агломерации сохранился на уровне 4,5 млн кв.м, спрос – в районе 4,3 млн. Средние цены увеличились за год примерно на 9–10%, сходные цифры мы видели и в 2018-м. То есть совокупно за два года получается достаточно приличный рост – в пределах 20%», – привела базовые показатели первичного рынка Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра «Петербургская Недвижимость».
Риэлторы между тем фиксируют снижение объёмов продаж. Сергей Галалу, генеральный директор АН «Итака», отметил: во втором полугодии на «вторичке» оно составило 5–7%, на «первичке» – все 20%. «У нас тоже сокращение количества сделок порядка 5 и 15%, если сравнивать с прошлым годом. В долевом строительстве идёт спад», – подтвердил Александр Романенко, президент корпорации «Адвекс. Недвижимость».
В коммерческой недвижимости ситуация более стабильная, есть даже основания говорить о росте, пусть пока и небольшом. «Сейчас на первом месте по запросам бизнес-центры, – говорит Андрей Косарев, генеральный директор «Colliers International Санкт-Петербург». – Потенциальные покупатели – жилищные девелоперы, инвесторы из Москвы и регионов». «В этом году произошло заметное увеличение количества запросов на приобретение гостиниц», – констатирует Николай Пашков, генеральный директор «Knight Frank Санкт-Петербург». Спрос на участки, как под жильё, так и под коммерцию, в целом сохранился; есть некоторое сокращение, но оно незначительное, уточняет он.
«Мы довольно активно смотрим землю как под жилую застройку, так и под коммерческую, – рассказал Николай Урусов, генеральный директор строительной компании «Красная стрела». – В хороших локациях земельных участков под бизнес-центры класса А и В+ практически нет, в лучшем случае с десяток предлагается».
«Никто не знает, что случится завтра. Мрачные прогнозы не сбылись, но только потому, что все работают по старой схеме, час Х просто перенесли. Все самые интересные события случатся в следующем году. Коммерческая недвижимость, с одной стороны, очень стабильна, но она не выдерживает никаких инвестиционных показателей», – отмечает Андрей Лушников, председатель совета директоров ГК «БестЪ».
Хорошими результатами может похвастаться разве что сегмент апартаментов. «У нас за год прирост продаж на 46%, по рынку приблизительно такая же картина», – обозначил тренд Константин Сторожев, генеральный директор «Вало-Сервис». Отрасль на подъёме: растут и предложение, и спрос; увеличивается стоимость квадратного метра, поясняет Екатерина Лисовская, генеральный директор отельного оператора PLG.
«Новая тенденция – рост интереса к проблемному имуществу, рынку залогов. Всё больше непрофильных игроков стали обращать внимание на имущество, которое реализуется в рамках процедуры банкротства, и всё больше людей покупают объекты для личного использования», – говорит Юлия Акимова, руководитель департамента продаж РАД.
«С 1 октября застройщики вернулись к обсуждению покупки новых участков и того, что в целом делать дальше. Раньше при приобретении земли были популярны бартерные схемы, сейчас это невозможно, что для многих застройщиков стало тяжёлым ударом, – делится впечатлениями Дмитрий Некрестьянов, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнёры». – Вторая тенденция: наши клиенты не просто активно смотрят на московский рынок, они там даже уже что-то берут».
Безрадостнее всех на ближайшее будущее смотрят инженеры: «Сегодня в жилищном строительстве качеством практически не занимается никто. Наблюдается негативная тенденция уменьшения площади квартир. Почти полностью исчез наиболее насыщенный инженерными системами сегмент – коммерческая недвижимость. В 2018-2019 годах несколько довольно крупных компаний обанкротились, ушли с рынка. Самые стойкие должны думать, чем они будут жить», – констатирует Пётр Кузнецов, генеральный директор компании «Конфидент».
Наполнению жилых комплексов и формированию среды обитания в новостройках была посвящена отдельная секция. Но сначала разговор зашёл об обязательных (теперь) для застройщиков социальных объектах. Федеральные чиновники и банки полагают, что их можно возводить в рамках ГЧП. А вот застройщики не уверены, что такая схема будет работать. Вызывает недоумение и новая норма озеленения – 6 кв.м на одного жителя. Она не продумана, неисполнима, не соответствует федеральному законодательству и будет оспорена в судебном порядке, считает Дмитрий Некрестьянов. Зашла речь и об использовании в жилищном строительстве BIM-технологий и новых инженерных решений, которые не все готовы поддержать. Переход на разрекламированное чиновниками информационное моделирование может даже навредить компаниям, которые не готовы к использованию таких технологий. Внедрение системы – дело затратное, сложное и далеко не всегда оправданное.
Другая секция собрала игроков из креативных сегментов рынка, которые развиваются более чем успешно. Представители «Бенуа 1890», «Севкабель-Порта», «Бертгольд-Центра» раскрыли секреты работы и поделились рецептами реализации необычных проектов. Творческая составляющая не отменяет бизнеса. Преобразование депрессивной среды – деятельность не в чистом виде филантропическая. На общественных пространствах, коворкингах, современных образовательных учреждениях и пр. можно зарабатывать.
Секция, посвящённая апартаментам, прошла «на выезде». Дискуссия о перспективах рынка состоялась в комплексе VALO, у метро «Бухарестская», и была совмещена с экскурсией. Всем оказалось интересно посмотреть, как устроен МФК, на который пришлась четверть всех сделок в сегменте. Участники секции обсуждали наиболее острые текущие проблемы («гонки доходности», сложности регулирования), аналитики подвели предварительные итоги 2019-го (более 11 000 юнитов в предложении, около 5000 сделок за год), но основное внимание всё же уделили перспективам. Особый интерес вызвало выступление Сергея Воробьёва, председателя инженерного комитета РГУД. Айтишники разработали программный продукт, не имеющий аналогов и позволяющий учитывать расходы и доходы по каждому номеру. Начинается реальная конкуренция продуктов и гонка технологий!
Завершилась программа конференции познавательной экскурсией на Витебский вокзал. Её организовала компания «Конфидент», а провела команда проекта «Петербург глазами инженера». Участникам, например, показали Княжеский павильон, куда обычно доступ запрещён и где некоторые детали облицовки, витражи и люстры сохранилась в неизменном виде с 1904 года. (Именно тогда Витебский вокзал приобрёл знакомый нам облик.)
«Кто так строит?!» – кричал герой Семёна Фарады в волшебной комедии «Чародеи», когда заблудился в […]
«Кто так строит?!» – кричал герой Семёна Фарады в волшебной комедии «Чародеи», когда заблудился в лабиринте коридоров НИИЧАВО. Этот фильм вышел на экраны спустя 10 лет после окончания строительства уникального комплекса, в коридорах которого хоть однажды, но обязательно заблудился каждый посетитель. Это здание стало поводом для насмешек, упрёков и восхищения в равной степени. В первые же годы оно обросло сплетнями, слухами и байками, которые передаются из поколения в поколение. Правда, старшее поколение студентов сравнивало его с лабиринтом Минотавра и шумерскими зиккуратами, а сегодняшние студенты зовут просто – Хогвардс. Официальное название здания – Учебно-лабораторный комплекс Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, или пятый корпус.
Необходимость строительства специального комплекса для развития новых специальностей и разработки новых электронных приборов была обоснована ещё в 1948 году, а возводить его начали лишь в 1968-м. Здание получилось, безусловно, необычным по замыслу. Н-образная форма образована двумя параллельными блоками: учебным и лабораторным, которые соединяются небольшой перемычкой с двусторонней входной группой и подземным гермоблоком для проведения исследований, требующих стерильности. Огромные аудитории, столовые и кафе на каждом этаже, возможность разместить множество кафедр. И, конечно, знаменитая винтовая лестница, завитая двойной спиралью, которая словно искривляет пространственно-временной континуум и является причиной опозданий на занятия. Даже авторы проекта, архитекторы Левиаш и Матусевич, называли этот стиль загадочным словосочетанием – нео-ортодоксальный эмоциональный функционализм. Ходят слухи, что на самом деле проект был разработан для Калифорнийского университета. Или для Иерусалимского? Где же всё-таки находится секретный ядерный реактор? И почему здание выглядит столь странно внешне и внутри?
Ответ на этот вопрос дал сам архитектор Наум Захарович Матусевич, когда описывал главную идею как художественный экстремизм: «Инженерная инфраструктура превратилась в скульптуру». Все инженерные коммуникации, которые обычно прячут в недрах здания, в данном случае словно выставили напоказ. Высокие выступающие полукруглые кирпичные элементы являются не просто необычным декором. Всё это – вертикальные шахты для инженерных сетей. А те конструкции, что похожи на выдвинутые стены, являются продольными рёбрами жёсткости. Те и другие умело вписаны в общий архитектурный облик с помощью «пластических решений» Виктора Львовича Левиаша, которому пришлось прорисовать немало перспектив и создать несколько макетов. «Таким образом форма приобретала такую же значимость, как и функция».
Эту фразу можно отнести и к внутреннему наполнению пятого корпуса ЛЭТИ. Злые языки говорили, что все эти бесконечные запутанные коридоры, закоулки, двусторонние заходы и разновысотные пристройки демонстрируют сумасшествие авторов. На самом деле, несуразность вызвана необходимостью разместить передовые инженерные коммуникации. В проекте пытались реализовать идею использования общего кондиционера сразу для всего комплекса. Решение, безусловно, не способствовало лёгкости ориентации в здании, но должно было создать благоприятную атмосферу для учебной и исследовательской работы и повысить её эффективность.
Конечно, архитекторов больше критиковали, чем хвалили за прогрессивность мысли. Новый комплекс непривычно выделялся на фоне классических форм соседних корпусов и лишь со временем его начали считать памятником архитектуры. Однако критиковать в данном случае нужно не архитекторов. Возводили здание долго, мучительно и неправильно. Возможно, строителям просто не хватило опыта и знаний для реализации столь сложного проекта. Говорят, с ним в некоторых случаях просто не считались. В результате та самая система кондиционирования, которая должна была греть корпус в зимний период и охлаждать в летний, получилась полностью недееспособной. Её пытались сбалансировать обычным паровым отоплением, однако по сей день студенты знают, что на лекции в аудиториях нижнего уровня стоит прихватить тёплые вещи даже в самый жаркий день.
«Известно, что главное городское архитектурно-планировочное управление Исполкома Ленгорсовета не влияло на процесс проектирования и строительства корпуса 5 ЛЭТИ, поэтому авторам удалось реализовать свои идеи. Сорок типоразмеров окон, многоуровневый асимметричный фасад, эффектные ракурсы, кирпичная кладка – всё это бросает вызов стандартам хрущёвской типизации. Концепция плана здания очень близка к теории «обслуживаемых и обслуживающих» пространств знаменитого архитектора Луиса Кана. Основная задача любого архитектора-модерниста заключается в том, чтобы создать эффектную динамическую композицию с работающим разделением частей здания. Корпус 5 ЛЭТИ никого не оставляет равнодушным, это реальный образец неприкрытого свободного творчества», – комментирует Антон Жирнов, куратор образовательного проекта «Петербург глазами инженера».
Название: Учебно-лабораторный комплекс Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ)
Адрес: ул. Профессора Попова, 5
Архитекторы: Виктор Львович Левиаш и Наум Захарович Матусевич
Годы постройки: 1968–1972
Автор колонки: Пётр КУЗНЕЦОВ, директор компании «Конфидент»
Давайте устраним маленькую историческую несправедливость. Левашовский хлебозавод на Петроградской стороне часто называют блокадным, поскольку здесь […]
Давайте устраним маленькую историческую несправедливость. Левашовский хлебозавод на Петроградской стороне часто называют блокадным, поскольку здесь выпекали хлеб во время блокады Ленинграда. В годы войны его конвейер был реконструирован для изготовления формового хлеба, производство которого не останавливалось ни на один день. Этот хлеб был настолько важным, что в некоторых заводских печах были установлены ручные электроприводы, которые использовались в периоды отключения электричества в городских сетях. Хлебозавод стал одним из символов жизни в самое «смертное время». Но, на самом деле, он дважды спасал город от голода.
С середины 1920-х Ленинград стал стремительно прирастать населением из регионов. Люди ехали за заработком. За десять лет горожан прибавилось почти на 80%. Всех их требовалось прокормить. Поэтому по приказу Всесоюзного объединения «Союзпромхлебопечение» и по проекту инженера-конструктора Георгия Марсакова в городе были построены братья-близнецы – механизированные хлебозаводы по выпуску круглого хлеба – Левашовский и Кушелевский. Марсаков объединил вертикальный и кольцевой конвейеры, создал оригинальную архитектурную оболочку, повторяющую формы технологического оборудования и вписал предприятие большой мощности в небольшой производственный участок. Аналогов заводу в мире не было, а вопрос с поставками хлеба увеличивающемуся населению Ленинграда был решён за пару лет.
Конвейер хлебозавода-автомата был запущен в 1933 году. Со складского первого этажа на шестой на транспортёре поднималась мука. А затем она постепенно превращалась в ароматный хлеб, опускаясь для отгрузки с шестого этажа на первый, через заквасочный, тестомесильный, тесторазделочный, печной цеха и хлебохранилище, которые находились один под другим. Центром технологической композиции являлась круглая вращающаяся печь. А вокруг неё на железобетонных несущих стойках и радиальных балках было возведено здание из двух цилиндров, которое 80 лет спустя стало памятником архитектуры в стиле конструктивизм.
Проектирование завода – одна из самых сложных и интересных инженерных задач, решение которой начинается изнутри, с того элемента, в котором заключена технология. После расчётов показателей по электроэнергии и водоснабжению, газификации и вентиляции технологическое оборудование постепенно «обрастёт» производственным цехом. Сложности процессу проектирования добавляют большие пролёты и значительные высоты, повышенные нагрузки на несущие конструкции, режим работы оборудования, степень агрессивности среды и пожароопасность производства. Следующими на каркас нанизывают элементы, обеспечивающие предприятие мощностями, – энергетические и тепловые пункты, водомерные центры и сети отвода отработанных вод. Затем появятся транспортно-складские, административно-бытовые здания и помещения. И лишь потом производство получает свой архитектурный облик, который также подчиняют общему функциональному назначению.
Сегодня от мощного Левашовского хлебозавода остались лишь исторические стены, по которым до сих пор можно «прочитать» технологию. Основной шестиэтажный цилиндрический объём с вертикальными пристройками лестниц накрывал собой производственный конвейер. Примыкающий к нему двухэтажный цилиндр с купольным перекрытием служил котельной. В небольшой квадратной пристройке с обратной стороны находились административные помещения и зона отгрузки. Инженерные коммуникации были вертикальными и проходили через все шесть этажей по средней оси здания.
В 2012 году хлебозавод на Барочной улице был признан объектом культурного наследия регионального значения и вновь стал героем. На этот раз сам завод требовал спасения. На заседаниях КГИОП и в прессе разразились публичные споры о дальнейшем предназначении здания. Ему прочили стать новым музейно-выставочным комплексом «Оборона и блокада Ленинграда». Но в результате бывший хлебозавод реконструируют под многофункциональный центр с культурным и общественным пространствами. «Работать с историческими объектами всегда сложнее и всегда интереснее, особенно если у здания меняется функциональное назначение, – говорит главный инженер проекта компании «Конфидент» Елена Богач. – Сейчас мы не можем раскрывать всех секретов проекта. Скажу лишь, что в бывшей котельной откроется лекторий, внутренний дизайн сохранит заводские элементы, а жителям города, безусловно, будет интересно увидеть интерактивную инсталляцию хлебозавода в блокадные годы и прогуляться в уютном сквере рядом».
Название: Левашовский хлебозавод
Архитектор: Георгий Петрович Марсаков
Годы постройки: 1930-1933
Адрес: Барочная ул., 4А
Автор колонки: Пётр КУЗНЕЦОВ, директор компании «Конфидент»
Уважаемые коллеги и партнёры! Коллектив компании «Конфидент» поздравляет Вас с профессиональным праздником — Днем Строителя! […]
Уважаемые коллеги и партнёры!
Коллектив компании «Конфидент» поздравляет Вас
с профессиональным праздником — Днем Строителя!
Благодаря Вашему трудолюбию и опыту растут и
развиваются города, а люди обретают тепло и уют.
Мы высоко ценим Ваш благородный труд и искренне желаем
радости и любви в Ваших домах,
счастья и ярких впечатлений,
реализации личных желаний и совместных проектов,
профессиональных достижений и надежных партнёров!
Пусть дело, которому Вы посвятили жизнь, не только радует других,
но и приносит удовольствие Вам!
День строителя – прекрасная возможность рассказать о своих достижениях. И вообще: хотя бы раз в […]
День строителя – прекрасная возможность рассказать о своих достижениях. И вообще: хотя бы раз в год стоит поговорить не о проблемах, а о том хорошем, что в жизни, к счастью, случается.
Офисный центр «Сбербанк-Сити»
г. Москва, ул. Кульнева, 32/2
В конце 2021 года около 30 тысяч сотрудников ПАО «Сбербанк» из 40 московских офисов переедут в новую штаб-квартиру класса А, которая строится в створе Кутузовского проспекта и улицы Кульнева. Башни «Сбербанк-Сити» – это настоящий бизнес-квартал площадью более 300 тыс. кв.м. Это пять разноуровневых зданий, самое высокое из которых – корпус в 47 этажей, высотой 167,6 метра – уже появился на 32-м месте в списке самых высоких зданий России. Все корпуса офисного центра будут соединены под землей четырёхуровневым стилобатом площадью в 85 тыс. кв.м. Представители банковской структуры также заявляют о планах строительства собственной станции метро, которая превратит подземную часть комплекса в транспортный хаб.
Специалисты инженерного центра компании «Конфидент» выполняют комплекс проектных, общестроительных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ ЦТП офисного комплекса, включая узел учёта тепловой энергии. Центральный тепловой пункт будет обеспечивать не только отопление зданий офисного центра, но также горячее водоснабжение и подачу горячего воздуха в систему вентиляции, в том числе на тепловые завесы. Этот проект стал для «Конфидента» определённым вызовом, поскольку ранее строить ЦТП с такой большой тепловой нагрузкой инженерам компании не доводилось. Для ЦТП «Сбербанк-Сити» было построено отдельное помещение в 1350 кв.м с четырёхметровыми потолками, а мощность монтируемого оборудования составит 26,4 Гкал/час. Такой тепловой пункт способен бесперебойно обогревать целый город с населением в 50 тыс. человек.
Что будет, если составить вместе цилиндр и пирамиду в два этажа, дополнить парой одноэтажных кубов, […]
Что будет, если составить вместе цилиндр и пирамиду в два этажа, дополнить парой одноэтажных кубов, затем добавить асимметрии, архитектурных элементов классических английских коттеджей и баварского декора, а после выкрасить конструкцию разнотонной краской, словно патокой фисташкового цвета? Получится дом, похожий на роскошный глазированный торт, специально созданный для жены булочника. Он известен в Петербурге под двумя названиями: дача Гаусвальд и дом Ирен Адлер. Фотографии его первой владелицы Евгении Гаусвальд сохранились лишь в семейных архивах. Поэтому здание часто ассоциируется с героиней классического детектива, которую поселил здесь советский кинорежиссёр. Кажется, что на импозантном крыльце вновь открываются двери, за кадром звучит скрипка, а из роскошного дома выходит роскошная женщина в фиалковом платье.
Роскошь – главный атрибут Каменного острова конца XIX века. В период правления Николая II его территория принадлежала императорской семье. Остров носил название парк «Тихий отдых» и был отдан под элитную застройку. Участки выделяли представителям знати и приближённым ко двору персонам. Здесь селились принцы, князья, видные учёные, крупные промышленники и финансисты. Поэтому непонятно, каким образом получить землю в самом центре острова удалось булочнику, пусть даже и разбогатевшему. Информации о размерах состояния Гаусвальда нет, но известно, что строительство дачи обошлось ему в 49 295 рублей и 22 копейки, из которых 20 157 рублей и 68 копеек составляли проектные работы. Особняк создали два популярных архитектора – Владимир Чагин и Василий Шене, которые любили поиграть с формами и были очень рады подобному заказу. Так, в 1900 году среди вилл и особняков знати появился шедевр – дом жены булочника и одно из первых зданий в России в новом стиле модерн. Роскошью оно не уступало ни одному из соседей, а его силуэт стал легендарным и по сей день копируется архитекторами.
Разноуровневая дача с двумя террасами, балконами, круглой угловой башней, витиеватым кованым и деревянным декором была не только оригинальной, но и функциональной. Юго-западная и северо-восточная части имели два отдельных входа, поскольку предназначались для служебных и семейных нужд. На небольшом удалении были построены конюшня, сарай и флигель с комнатами для прислуги и прачечной, объединённые единым декоративным стилем, чтобы весь комплекс строений смотрелся гармонично. Интересно, что жилые семейные комнаты находились на первом этаже, а гостевые – на втором, а не наоборот. Внутренняя роскошь дачи Гаусвальд заключалась не в обилии комнат и помещений, ненужных для проживания и приёма гостей. Здесь каждый метр был тщательно продуман, а интерьеры отличались изысканностью и уютом. Инженерные системы в здании нельзя назвать инновационными, пожалуй, просто надёжными. Дом обогревался системой печного отопления, которая обошлась хозяину почти в 2000 рублей. Специальная естественная система вентиляции позволяла дому дышать, чтобы деревянные опоры и перекрытия прослужили дольше. Интересное конструкционное решение было только у водопровода, для функционирования которого на чердаке разместили бак на 250 вёдер. Этакая миниатюрная внутридомовая водонапорная башня. Её строительство обошлось Гаусвальду в 926 рублей, т. е. в два месячных генеральских оклада.
До сегодняшнего дня старинные системы не сохранились, как и почти всё внутреннее убранство. Изразцы, витражи и деревянный декор начали растаскивать и продавать беспризорники, которые поселились здесь после революции. Детская колония имени Луначарского занимала здание недолго, затем оно на многие годы стало санаторием для рабочих Ленинградского металлического завода. Вероятно, в этот период внутренние инженерные системы заменили на более современные, в том числе провели электричество. В 1994 году особняк полностью отключили от сетей, а отверстия естественной вентиляции были наглухо забиты. Это значительно осложнило работы по реконструкции, которые сегодня завершаются. 75% исторических конструкций удалось спасти. Дача Гаусвальд приобрела исторический зеленоватый оттенок, но сменила функциональное назначение. Теперь здесь будет располагаться элитный офис.
Название: дача Гаусвальд
Архитекторы: Владимир Иванович Чагин, Василий Иванович Шене
Годы постройки: 1898–1900
Адрес: 2-я Берёзовая аллея, 32
Автор колонки: Пётр КУЗНЕЦОВ, директор компании «Конфидент»
В центральных кварталах Петербурга немало зданий, узнаваемых по силуэту. Они имеют статус памятников архитектуры и […]
В центральных кварталах Петербурга немало зданий, узнаваемых по силуэту. Они имеют статус памятников архитектуры и считаются символами города. Однако на момент появления их внешний вид был спорным, а ценность ставилась под сомнение и горожанами, и архитектурным сообществом. Исаакиевский собор называли удручающе огромным и ругали за эклектичность. В доме Зингера главным поводом для негодования была башня со стеклянным глобусом – та самая, без которой сегодня невозможно представить Невский проспект. Роскошный магазин Елисеевых считали вычурной купеческой безвкусицей. А на бывшей Троицкой улице в начале 30-х годов ХХ века появился дом, который признали ошибкой даже жильцы. «Самым нелепым домом в Ленинграде» назвала его самая известная здешняя жительница – Ольга Берггольц, а горожане прозвали «Слезой социализма».
Появился этот экспериментальный дом не из фантазии архитектора, а из искреннего желания молодых литераторов и инженеров бороться со старым бытом и строить непритязательное, но радостное социалистическое будущее. Дом-коммуна по задумке должен был стать прорывом в мышлении и символом нового времени, где человек будет освобождён от бытовых забот. Общественные пространства, общественное питание, общественные уборные. Основные расходы по строительству взял на себя город. Будущие жильцы тоже внесли паи и обратились за проектом к известному архитектору-авангардисту Андрею Олю.
Архитектурный облик здания получился даже не минималистичным, а аскетичным до абсурда: бетонная коробка, полностью избавленная от декора, с миниатюрными балкончиками и солярием на крыше. Внутри здание напоминало дешёвую гостиницу или общежитие. Длинный коридор между лестницами связывал между собой маленькие квартирки. Все удобства – на этаже, то есть на 4-5 квартир приходился один санузел с душевой. Кухни в квартирах отсутствовали. Зато на первом этаже располагались коммунальная столовая (чтобы семьи были избавлены от приготовления пищи) и детский сад (чтобы родители не отвлекались на воспитание подрастающего поколения коммунистов). В квартирах отсутствовали даже передние, одежду полагалось хранить в «туалетно-вещевых комнатах». А большую площадку на крыше и библиотеку-читальню на первом этаже следовало использовать как общее пространство для отдыха.
Построили коммуну ударными темпами за два года: шесть этажей, 52 квартиры, общая площадь – 1700 кв.м. В ход шли самые дешёвые стройматериалы. Все инженерные системы упростили до минимума, а звукоизоляция и вентиляция в проекте отсутствовали вовсе. Жильцы въезжали с большим энтузиазмом и первый год называли коммуну «домом радости»: горячая вода, горячая еда и тёплое дружеское общение. Даже архитектор Оль планировал сюда перебраться, но в последний момент передумал и поселился в обычной квартире. Эйфория от идеальной социалистической коммуны будущего постепенно проходила, а строительные недочёты и проблемы становились всё более очевидными. Горячую воду подавали в дом лишь пару раз в неделю, отопительная система работала на минимуме. Скудное общественное питание заставило жильцов кашеварить на подоконниках и в ванных комнатах. Сушить бельё приходилось на крыше, поскольку отсутствие вентиляции сделало чердаки вечно сырыми. В доме регулярно случались протечки, поэтому стены покрылись тёмными подтёками снаружи и внутри. Из-за идеальной слышимости в доме не было ни одного тихого уголка, о чём творческая интеллигенция очень быстро пожалела.
Полный провал проекта признали на самом высоком уровне. В мае 1930-го практику строительства домов-коммун осудили в специальном постановлении ЦК ВКП(б) «О перестройке быта». Правда, дом на Троицкой сносить не стали, а присвоили ему статус памятника архитектуры в стиле конструктивизма. В 60-е годы прошлого века его полностью переоборудовали, превратив в обычную жилую шестиэтажку.
«Механизм «машины для жилья» хорошо работает для малоимущих, одиноко проживающих людей в большом городе. Для студентов, например. Обобществление быта для иногородней молодёжи играет положительную роль в создании творческой среды, люди заняты одним делом и в таких условиях могут нормально существовать. Вот почему почти полностью сохранился авангардный студенческий городок Политехнического университета, построенный в конце 1920-х недалеко от станции метро «Лесная», а «Cлеза социализма» в первозданном виде до нас не дожила», – считает Антон Жирнов, куратор образовательного проекта «Петербург глазами инженера».
Название: Дом-коммуна инженеров и писателей
Адрес: ул. Рубинштейна, д. 7
Архитектор: Андрей Алексеевич Оль
Годы постройки: 1929–1931
Автор колонки: Петр КУЗНЕЦОВ, директор компании «Конфидент»
Инженерия домов комфорт-класса перенимает у элиты энергоэффективность и «цифру». Высокие технологии постепенно просачиваются в инженерные […]
Инженерия домов комфорт-класса перенимает у элиты энергоэффективность и «цифру».
Высокие технологии постепенно просачиваются в инженерные системы петербургских домов. Это и решения по повышению энергоэффективности зданий, и элементы «умного дома». Однако процесс идет не так быстро, как хотелось бы участникам рынка. Виной — недоработки законодательства и неготовность покупателя доплачивать за хай-тек.
Применение новых инженерных решений в жилых зданиях тормозит не только стоимость. «В самых дешевых вариантах вся внутренняя инженерия обходится для заказчика в 6-6,5 тыс. рублей на кв м — электрика, пожарка, слаботочка, отопление, водопровод, канализация. В домах элитного класса она может достигать максимум 10 тыс. рублей на кв м», — отметил директор инжиниринговой компании «Конфидент» Петр Кузнецов.
Проблема, как пояснил он, в том, что покупатель в принципе не готов доплачивать за продвинутую инженерию на стадии покупки жилья. У массового покупателя на это не хватает денег, у элитного — привычки. «В Петербурге даже самые состоятельные покупатели сегодня не готовы ставить требования по инженерии при покупке квартиры», — отметил Петр Кузнецов. В результате девелоперы отклоняют проекты, приводящие к удорожанию квадратного метра даже на одну тысячу рублей (при создании системы приточной вентиляции, например).
«Чтобы люди заинтересовались инженерией, у нас должны стать массовым продуктом квартиры с отделкой или даже с мебелью, как в ряде стран Европы. В такой квартире человек уже не станет сам штробить стены. Поэтому он будет спрашивать: а как проведен интернет? Требовать: дайте мне «умный дом». Свяжите мне отопление и теплые полы, чтобы не было перетопа. Но до этого надо дорасти», — заключил глава инжиниринговой компании «Конфидент».
Полный текст статьи: https://spb.plus.rbc.ru/news/5cda997a7a8aa9272c110883
В конце XIX – начале ХХ века на окраинах европейских городов в неприглядных бараках начали […]
В конце XIX – начале ХХ века на окраинах европейских городов в неприглядных бараках начали зарождаться революционные настроения. Осознав, что ужасный быт рабочих грозит массовыми волнениями, европейские власти с помощью архитекторов начали активно заниматься вопросами социального жилья. Даже великий Ле Корбюзье заявил: «Архитектура или революция». В это же время в России Максим Горький живописал моральное разложение людей, обитающих «на дне» в типичной ночлежке, и призывал уважать гордое имя «человек». В Петербурге, чтобы снизить социальное напряжение и улучшить жилищные условия малообеспеченных горожан, передовые промышленники начали строить для своих рабочих целые кварталы. Так появились городки Сан-Галли и Нобеля. Но лучшим градостроительным и социальным экспериментом того времени, который в полной мере дал возможность людям жить с самоуважением, стал жилой комплекс «Гаванский рабочий городок».
Для реализации идеи социальных «гигиенических жилищ» известный общественный деятель, учёный-юрист Дмитрий Андреевич Дриль организовал «Товарищество для борьбы с жилищной нуждой». Он смог привлечь не только значительные денежные пожертвования частных лиц, но и ссуду Министерства внутренних дел. Этих средств хватило и на покупку отдалённого, малопривлекательного земельного участка на Васильевском острове, и на строительство жилого комплекса, который стал прообразом типовых микрорайонов. Гражданский инженер Николай Дмитриев разработал проект, в котором применил сразу несколько интересных новаторских приёмов. Он полностью отказался от сплошной застройки по периметру, унифицировал и типизировал элементы и конструкции, интегрировал в дома социальную инфраструктуру и передовые инженерные системы.
Пять пятиэтажных зданий были расположены относительно друг друга так, чтобы устроить между ними широкие зелёные дворы с садами и игровыми площадками для семейных прогулок. Ведь малообеспеченные горожане не могли позволить себе выезды на дачи. В социальную инфраструктуру входили ясли и четырёхклассное училище, магазины, часовня и общественный центр. Этот центр, кстати, находился в интересной пристройке в виде эллипса и включал чайную-столовую, читальню с библиотекой, лекционный зал с эстрадой и киноаппаратурой. Чтобы защитить квартал от наводнений, весь его периметр был поднят на 70 сантиметров относительно улицы. Для противопожарной безопасности в зданиях устроили межэтажные железобетонные перекрытия и специальные пожарные подъёмники.
Гаванский городок был рассчитан на проживание около 1000 человек. Для семейных рабочих и мастеров близлежащих заводов предназначались три корпуса с малогабаритными квартирами. Два других дома гостиничного типа были рассчитаны на одиноких жильцов – с отдельными меблированными комнатами и с общими кухнями, душевыми и санузлами. По инженерному оснащению эти здания даже превосходили многие дорогие доходные дома в центре города. Здесь имелись центральное водяное отопление, приточно-вытяжная вентиляция, электрическое освещение, «керамиковая канализация», бесплатная прачечная. В квартирах с кухнями были спроектированы небольшие кладовки-холодильники, одной стеной выходящие наружу дома. Семьям также полагалось отдельное помещение в подвале для хранения угля и дров.
Благодаря типовым решениям расходы на строительство составили всего около 36 руб. за кв.м, даже с учётом мощения улиц, озеленения дворов, инженерного оборудования и меблировки. Все вложения окупились довольно быстро, ведь спрос на экономные квартиры в Гаванском квартале был настолько большим, что все площади были сданы ещё на этапе строительства. Цены на аренду жилья нового типа были 30–35% ниже, если сравнивать со средними арендными ставками на квартиры по городу. Удачный опыт инфраструктурной застройки был использован при создании других жилых комплексов, хотя архитектурная составляющая со временем упростилась. А уже в советский период панельные микрорайоны стали совершенно безликими. И сейчас даже сложно представить, что прообразом «хрущёвок» и «брежневок» был чудесный гаванский квартал в английском стиле.
Название: Гаванский рабочий городок
Адрес: Малый пр. В.О., 69–71, Гаванская ул., 47
Архитектор: Николай Всеволодович Дмитриев
Годы постройки: 1904–1908
Автор колонки: Петр КУЗНЕЦОВ, директор компании «Конфидент»
Массовое строительство доходных домов в Петербурге началось в середине XIX века. И спустя всего 40 лет […]
Массовое строительство доходных домов в Петербурге началось в середине XIX века. И спустя всего 40 лет на долю такого жилья приходилось почти 80% рынка городской недвижимости. Строили доходные дома представители всех слоёв населения: от зажиточных крестьян до членов императорских семей. Для этих целей скупали старинные особняки.
Фасадную часть здания владелец оставлял для собственных нужд, оставшийся участок обрастал надстройками и флигелями, которые формировали мрачные дворы-колодцы, но приносили максимальный доход. Стремительная и нередко спонтанная застройка потребовала введения новых строительных стандартов и категорирования нового типа недвижимости. Самыми дешёвыми были дома с коечно-каморочными квартирами. Самая дорогая категория называлась «дома барского типа». Арендаторами «барских квартир» становились аристократы, крупные чиновники-дворяне, промышленники и банкиры.
Княгиню Зинаиду Юсупову современники называли одной из самых богатых, красивых и толковых женщин эпохи. Таким же получился её доходный дом с «барскими квартирами» на Фонтанке, перестроенный по проекту гражданского инженера Леонтия Шмеллинга. На невзрачных стенах распустились цветы и ветки лавра, балконы покрылись кованой вуалью. Но главной целью была не столько визуальная эстетика, сколько полная техническая модернизация здания. Цель – добиться, чтобы стоимость аренды дворовых квартир сравнялась со стоимостью фасадных.
Для этого типовое внутриквартальное пространство было превращено в стильный ансамбль. Неудобно длинный 145-метровый двор-колодец разделили надвое высокой театральной аркой в три этажа. Она стала одним из новых флигелей и придала двору парадный вид. Все внутренние строения были покрыты изящным лепным и кованым декором, который по красоте не уступал внешнему фасаду. В центре первого двора установили фонтан, окружённый клумбами. Так в Петербурге появилась одна из первых благоустроенных внутридворовых территорий.
«Помимо внешних особенностей эта постройка интересна многими техническими нововведениями», — писало ведущее архитектурное издание того времени «Зодчий». Что же представляла из себя «начинка» дорогих петербургских апартаментов начала ХХ века?
Каждая квартира была оснащена паровым отоплением, каминами и мраморными ванными. В кухнях была устроена вытяжная вентиляция и камеры для выбрасывания мусора. Причём отдельно для жидких и твёрдых отбросов! Жидкие отходы попадали в сточные трубы, а твёрдые — в специальную мусоросжигательную печь, тепло которой использовали для нагрева воды в прачечной. Собственная домовая прачечная тоже имела мощную вентиляцию, которая не позволяла пару и запахам проникать в квартиры. На чёрных лестницах были устроены электроподъёмники для дров, которые подавали сразу по четыре вязанки. А сам дровник был оборудован во втором дворе под землёй, по всем требованиям пожарной безопасности той поры: бетонные опоры, железобетонные своды системы Геннебика, чугунные люки. Помимо этого, в квартирах и общих зонах было много кладовых, чуланов, холодников и встроенных шкафов для хранения.
Квартиросъёмщики доходного дома Юсуповой восхищались особенной хозяйственной функциональностью и разумным использованием каждого квадратного метра. Им вторили архитекторы, которые считали, что именно модерн преобразил однотипные каменные ящики в изящное и благоустроенное внутреннее жилое пространство. К сожалению, сегодня оценить интересные инженерные решения этого шикарного здания не представляется возможным. Долгое время здесь располагались коммунальные квартиры, испортившие внутренние планировки, а коммуникации постепенно заменили во время плановых ремонтов.
В начале XX столетия в Петербурге среди строящихся «доходников» можно было выделить несколько по-настоящему передовых зданий как по форме, так и по содержанию. Доходный дом З.Н. Юсуповой — яркий пример архитектуры быта и организации жизни людей нового времени. Застройка двориков-курдонёров набирает обороты и характеризуется словами известного архитектора В.Н. Семёнова: «Не о галереях перед окнами домов думает современный строитель, а о том, чтобы удалить от улицы жилой дом, прикрыв его густой стеной зелени, сделать удобнее, уютнее. Недаром же наш идеал дома — дом-особняк. Только живущий в таком доме чувствует себя действительным хозяином его, может сказать, как англичанин: мой дом — это мой замок». Неслучайно Леонтий Шмеллинг, архитектор дома Юсуповой, позже войдёт в правление Общества городов-садов», — рассуждает Антон Жирнов, куратор образовательного проекта «Петербург глазами инженера».
Название: доходный дом З.Н. Юсуповой
Адрес: наб. реки Фонтанки, 85.
Проект: гражданский инженер Леонтий Васильевич Шмеллинг.
Годы перестройки: 1902 — 1904
Автор колонки: Петр КУЗНЕЦОВ, директор компании «Конфидент»