Качество строительства жилья в Петербурге изменится в лучшую сторону, но случится это через несколько лет. От последствий кризиса город […]
Качество строительства жилья в Петербурге изменится в лучшую сторону, но случится это через несколько лет.
От последствий кризиса город будет «отходить» еще долго – как минимум лет восемь. Зато после застройщики сделают акцент на новые технологии и благоустройство среды. К такому выводу пришли участники форума «Будущий Петербург» на панельной дискуссии «Эволюция городской застройки: из Ленинграда в Петербург будущего».
Циничная застройка
По мнению генерального директора «Творческой архитектурной мастерской Реппо» Владимира Реппо, с советских времен градостроительный облик значительно изменился – здания стали выше, а дороги уже:«Качество строительства по сравнению с советским ужасом улучшилось. Дома стали разнообразнее, появились благоустроенные территории. Но при этом утратились градостроительные принципы формирования застройки. В результате сверхплотная застройка негативно сказывается на жилой среде». С ним согласен руководитель ЗАО «Архитектурное бюро „Земцов, Кондиайн и партнеры“ Михаил Кондиайн, который охарактеризовал сегодняшнюю постройку одним словом – «циничность». «Пространства резко сократились, высоты вдвое увеличились. Детские площадки и зеленые зоны превращаются в парковки. Коэффициент плотности застройки различными ухищрениями перешагивается», — перечислил Михаил Кондиайн.
В последние годы негативные изменения произошли и в области инженерного обеспечения, считает директор «Конфидент» Петр Кузнецов. «Внедрение инноваций в Петербурге закончилось. Да, сейчас настало время циничного девелопмента. Хотя я не против высотной застройки – люблю азиатские города с небоскребами. Уверен, что так и надо строить. Мы всегда работали с элитными проектами, но сейчас и там наблюдается такое выхолащивание инженерных систем, они становятся бедными. Мы снова возвращаемся в Ленинград»
«До падения рынка все думали, что ценник на жилье будет расти вечно, строители начнут строить квартиры с хорошей вентиляционной системой, высокими полотками. Но все уперлось в экономическую реальность под названием „Квартира за миллион рублей“. Вместе с ней предельно упростились все инженерные решения», — поддержал позицию господина Кузнецова генеральный директор «Ханса СПб Девелопмент» Олег Барков, добавив, что погружение в кризис началось с 2008 года и ровно столько же понадобится на то чтобы из него выйти. «Сейчас мы находимся на нижней точке развития рынка – упали, отжались, но пока не встали. Затем рынок придет в новое качество и начнется повышающая тенденция», — уверен господин Барков.
Путь к комфорту
Однако в ближайшие годы ситуация в городе начнет меняться, уверены спикеры. Уже сегодня девелоперы стали переключаться на формат «город в городе», который будет только укрепляться. «Процесс устойчивого, комплексного развития новых петербургских районов, делающий их абсолютно самодостаточными и автономными, является отражением ключевого тренда в мировом градостроительстве», — отметил заместитель директора по развитию, руководитель департамента проектирования компании «NCC Жилищное строительство» Александр Бойцов. Он также добавил, что петербуржцы подсознательно тянутся и будут выбирать жилье с европейской архитектурой потому как часто путешествуют в скандинавских странах.
Михаил Кондиайн, рассказывая о трендах в проектировании кварталов сообщил, что в жилой группе необходимо выносить парковочные места вне центра дворов, а также правильно размещать объекты торговли, детсады и школы. «Мы для себя давно поняли, что проектируя квартал, важно понять на кого мы ориентируемся. Самая главная группа людей — работающие женщины с детьми. Если мы делаем квартал удобным для них, то он будет удобен для всех», — считает Михаил Кондиайн. Также по его словам, необходимо в жилом квартале проектировать разновысотные здания. В нем должны быть доминанты, но точечно. Такая застройка не будет мешать проникновению солнца, и не вызовет психологического давления на жителей.
Прогнозируя застройку Петербурга на ближайшие годы, заместитель генерального директора УК «СТАРТ Девелопмент» Константин Ковалев отметил, что с каждым годом все актуальнее становится вопрос транспортной доступности новых районов, а также развитие пешеходной и велосипедной мобильности.«Здесь тоже предстоит сделать достаточно большой шаг. Сегодня петербуржцы ездят на велосипедах не только летом, но также в межсезонье и зимой. Поэтому велопарковки и велодорожки – это уже осознанная необходимость, они неизбежно будут появляться в новых проектах», – говорит он.
Кроме того, в последние годы, по мнению председателя правления ГК «РосСтроиИнвест» Игоря Креславского, покупатели стали более требовательны к качеству строительства жилья. Эксперты сошлись во мнении – клиенты стали уделять особое внимание озеленению территорий, их экологичности, что также окажет влияние на предложения застройщиков.
У Петербурга есть шанс стать по-настоящему «умным городом» (smart city*). Однако качественные изменения ждут городскую массовую застройку […]
У Петербурга есть шанс стать по-настоящему «умным городом» (smart city*). Однако качественные изменения ждут городскую массовую застройку не ранее 2020-х годов. К такому выводу пришли архитекторы, девелоперы и урбанисты на дискуссии «Эволюция городской застройки: из Ленинграда в Петербург будущего» в рамках летней сессии VIII ежегодного форума «Будущий Петербург». Пока же, по мнению большинства участников разговора, новые районы и кварталы Петербурга — образец совсем не инноваций, а ощутимого регресса.
Новостройки для временного проживания
Сегодня массовый первичный рынок жилой недвижимости Петербурга характеризуется сверхплотной застройкой окраин, включающей возведение кварталов, рассчитанных на временное проживание, подчеркнули в ходе дискуссии эксперты. Из студий и однокомнатных квартир люди будут быстро«вырастать» и пускаться в поиски нового жилья, то есть постоянная ротация жильцов станет неизбежным пороком таких новостроек, поясняет генеральный директор «Творческая архитектурная мастерская Реппо», архитектор Владимир Реппо. «Как можно организовать жизнь в подъезде, состоящем преимущественно из студий? На кого опираться, с кем договариваться о совместных действиях по благоустройству?», — недоумевает он. Тем не менее, в период до 2020 года порочная практика строительства «муравейников» будет только крепнуть, считают девелоперы.
«Рынок недвижимости развиваются циклично, — говорит директор IT-службы NAI Becar Роман Блонов. — И сейчас конкуренция реализуется, в основном, путем понижения цены продукта. Но резервы этой модели действий все равно исчерпаются, цена опустится до такого уровня, что перестанет быть конкурентным преимуществом. В этой ситуации выиграет тот, кто начнет внедрять и предлагать технологические преимущества».
Эволюционный скачок
Сейчас, несмотря на шквал технологических новшеств, приходящих с Запада, строительство в Петербурге упрощается — в частности, применяются менее совершенные инженерные системы, чем еще несколько лет назад, отмечает генеральный директор компании «Конфидент» Петр Кузнецов. «Даже элитный сегмент, всегда игравший роль технологического драйвера рынка недвижимости — источника полезных инноваций, которые вскоре появлялись и в более низких ценовых сегментах, — делает в этом смысле шаги назад», — констатирует он.
Тем не менее, новейшие технологии не минуют петербургский рынок недвижимости, уверен генеральный директор «Ханса СПб Девелопмент» Олег Барков. Технологическое развитие будет активным после восстановления платежеспособного спроса, считает он. «Думаю, что рынок перейдет в новое качество и начнется повышающая тенденция. К тому состоянию, в котором мы сейчас находимся, мы шли с 2008 года, а сейчас 2016 год — восемь лет. Есть принцип — сколько в кризис заходишь, столько из него и выходишь. Полагаю, к 2020 году мы будем на повышающем тренде и появятся новые форматы жилья — в гораздо большем количестве, чем мы видим сейчас. Следовательно, будут востребованы и технологические инновации».
Хотя бы попробуем
Одним из способов развития новых форматов и применения новых технологий является создание пилотных территорий со специальными техническими условиями, уверены девелоперы и архитекторы. Так, в Москве, по их мнению, такой территорией стала Москва-Сити.
По мнению профессора кафедры градостроительства Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Валерия Нефедова, город нужно открыть для международного взаимодействия.«Нам нужна интернациональная среда, конкурентная, разная, — настаивает он. — Самый международный город — Берлин; там существовала практика разделения земель под застройку на разные лоты. На этих участках разные архитекторы реализовывали свои проекты. Если бы до того, как застроить большой участок в Петербурге, можно было разрезать территорию на лоты и провести конкурс на застройку без вмешательства российских участников и всех согласовывающих и надзирающих, вот тогда было бы понятно, насколько вариативной может быть современная жилая архитектура».
Пока же более реалистичным кажется предложение заместителя директора по развитию Bonava Saint Petersburg Александра Бойцова — создавать пилотные проекты со специальными техническими условиями.«У нас большой город, и, если мы сразу внесем изменения в Градостроительный кодекс, то могут появиться компании, которые сделают не так, как мы задумали при обсуждении, и возникнут проблемы, — отмечает он. — Поэтому надо посмотреть, как работают новые правила и технологии, на пилотных проектах. Например, можно запустить проекты, где реализованы прорывные идеи с парковками, — конкретизирует он, — с энергоэффективными сетями, с развитием новых видов общественного транспорта, и затем посмотреть, что дало хороший эффект на практике».
Технологии подтянутся
Как заметил Петр Кузнецов, фундаментом развития новых технологий является мотивация к их внедрению:«К 2020 году, я надеюсь, у нас произойдут изменения в экономике, в общей атмосфере, и на них быстро отзовется общество — тогда появится мотив к развитию технологий, который существовал в начале нулевых годов, и инженеры вместе с архитекторами начнут работать над совсем другими проектами, чем сейчас — интернетом вещей, умным домом, разнообразными инженерными системами».
«Чтобы инженерная мысль работала, нужны мотивы. Сегодня их явно недостаточно, — добавляет он. — Я бы хотел, чтобы эти мотивы скорее появились, и тогда к 2030 году сможем вас чем-то порадовать».
Генеральный директор «Архитектурная мастерская Цыцина“ Сергей Цыцин указывает, что такие задержки с внедрением новых технологий, в том числе зеленых, связаны с “незаточенностью» всего государства под их внедрение. «Никаких действий, финансовых инструментов, организационной поддержки со стороны государства нет. Процесс внедрения все равно идет, но гораздо медленнее, чем мог бы», — указал он.
Все ради продаж
На внедрение инноваций и развитие строительной отрасли влияют три силы, отметил заместитель генерального директора «СТАРТ Девелопмент» Константин Ковалев. Во-первых, регулятор, который меняет нормы, во-вторых, девелоперы, которые зарабатывают на этом деньги, и, в-третьих, спрос. «Рынок жилой недвижимости — это потребительский рынок, поэтому важны изменения потребительских предпочтений», — напоминает он.
В целом участники дискуссии пришли к выводу, что кварталы должны меняться в сторону большего разнообразия — от разных форматов и разной высотности до функционального разнообразия. И причина тому — потребитель. При существующей застройке такое разнообразие становится важным маркетинговым ходом. «В районах, которые находятся на границах города, плотность должна быть уменьшена, в противном случае люди очень скоро просто не будут покупать там квартиры», — предостерегает коллег К.Ковалев.
Игорь Креславский, председатель правления ГК «РосСтройИнвест», в свою очередь, отмечает, что в жилищном строительстве уже наблюдается тенденция уменьшения плотности застройки. «Кварталы будут более комфортными и, естественно, борьба за покупателя продолжится, а значит продолжится работа по улучшению качества как самих зданий, так и архитектурных решений», — говорит он.
«Мы не должны делать спальные кварталы. Мы должны увеличивать самодостаточность новых районов, уменьшать транспортные потоки, снижать нагрузку на дороги», — говорит Сергей Цыцин. Будущее, по мнению участников разговора, за деавтомобилизацией города, развитием общественного транспорта, в том числе железнодорожного, расширением сетей автошеринга, развитием вело- и пешеходного движения, акцентом на внедрение зеленых технологий. Только это — чуть позже, а пока архитекторы решают другую задачу — как разместить в придомовом пространстве все уже имеющиеся автомобили и сделать цивилизованные парковки неотъемлемой частью городской среды.
Компания «Конфидент» сердечно поздравляет Вас с замечательным праздником 8 марта! Желаем Вам сиять от счастья, […]
Компания «Конфидент» сердечно поздравляет Вас с замечательным праздником 8 марта!
Желаем Вам сиять от счастья, наслаждаться каждой минутой этого дня!
Компания «Конфидент» поздравляет вас с Днем Защитника Отечества!
Компания «Конфидент» поздравляет вас с Днем Защитника Отечества!
От всей души поздравляем коллег и партнеров с Новым годом! Пусть наступающий год будет насыщен […]
От всей души поздравляем коллег и партнеров с Новым годом!
Пусть наступающий год будет насыщен новыми планами, творческими идеями, хорошими новостями и финансовыми успехами!
Пусть Новый год подарит Вам удачу, решит сложные задачи и принесет успех Вашей компании!
Пусть в Новом году всегда будет повод просто улыбнуться!
Искренне, компания «Конфидент».
Уходящий год был для многих участников рынка недвижимости непростым и непредсказуемым. Бизнес принял экономический вызов и не собирается опускать руки. Компании […]
Уходящий год был для многих участников рынка недвижимости непростым и непредсказуемым. Бизнес принял экономический вызов и не собирается опускать руки. Компании перешли от стадии ожидания к генерации и апробированию новых стратегий, адаптированных к новой реальности.
Какие возможности открывает для бизнеса кризис? Какие стратегии будут успешными в ближайшее время? Готов ли город поддерживать девелоперов или новации, предложенные властью, в основном направлены на пополнение бюджета города? Как сохранить взаимопонимание между властью и бизнесом, которое, все же, сложилось в последнее время? Как сделать взаимовыгодными «правила игры», предлагаемые городом?
Эксперты, власть и ключевые игроки рынка традиционно соберутся на одной площадке, чтобы обсудить итоги уходящего года и поделиться прогнозами на будущий год.
Программа*:
11.30 – 12.00 Регистрация, приветственный кофе
12.00 -14.30 Центральная дискуссия «Новации уходящего года: как они влияют на бизнес?»
Бальный зал «Монферан»
Модераторы:
Андрей Косарев, генеральный директор Colliers International в Санкт-Петербурге
Анастасия Ясинская, главный редактор газеты «Недвижимость и строительство Петербурга»
Темы дискуссии:
14.30-15.00 Кофе-брейк
15.00-17.30 Сессия-прогноз «Кто диктует правила игры на рынке сегодня?»
Бальный зал «Монферан»
Сессия будет посвящена обзору основных сегментов недвижимости за прошедший год и прогнозу ситуации в этих сегментах в будущем году. Дискуссия, традиционно, пройдет в формате «интеллектуальной дуэли», где по каждому сегменту будут выступать 1 девелопер и 1 консультант.
Модератор: Олег Барков, генеральный директор Hansa Group
Темы дискуссии:
18.00 – 19.30 Торжественный фуршет и благотворительная лотерея
Зал «Трискорни»
– Общее мнение: итоги года лучше, чем можно было ожидать. Вы согласны? – Год и правда неплохой. Мы даже […]
– Общее мнение: итоги года лучше, чем можно было ожидать. Вы согласны?
– Год и правда неплохой. Мы даже улучшили финансовый результат, что, в общем, было не так сложно: мы считаем в рублях. Но для рынка год потерян. В начале 2015-го земля под ногами просто горела: рубль падает, нервозность, ожидание войны. С января по апрель рынок висел в воздухе головой вниз, не осознавая, что происходит и что с этим делать. Пара наших крупных клиентов просто остановила стройки. Их зарубежные акционеры не понимали, будут ли они работать в России, какими будут стоимость, себестоимость, спрос.
А когда рынок, сделав полный оборот, все-таки приземлился на ноги, оказалось, что и земля не такая горячая, и вообще все осталось в той же точке. Потеряны полгода, в течение которых можно было проектировать новые объекты.
Кризис есть, и рынок будет сжиматься еще несколько лет. Но есть два фактора, которые хорошо его держат. Один — ожидаемый переезд Газпрома и его структур — рынок отрабатывает. Новые бизнес-центры вводятся, башня строится. А второй — ЧМ-2018, под который нужна спортивная и гостиничная инфраструктура — в 2015-м отрабатывался из рук вон плохо. Инвесторы впали в ступор и задумались, что делать, как будто чемпионат отменят!
– Но теперь-то рынок вышел из обморока?
– В мае все вернулись к жизни и стали нагонять упущенное. Вспомнили, что в сентябре-октябре сдача объектов, перечитали контракты. Снова появились деньги, объемы. Мы как подрядчики в начале года напрасно ждали решений от заказчиков, а теперь на отдельные стройки пришлось вместо 60–70 человек (по бюджету) ставить 120–130. И до сих пор на многих площадках продолжается невообразимая спешка.
Но главное, инвесторы вспомнили, что к 2018 году должно быть построено и введено множество гостиниц. Небо, кстати, не рухнуло. Гостиницы, особенно четырех- и пятизвездочные, хорошо себя чувствуют. А новые еще даже не проектировались! Архитекторы не получили заказов, работы у них не было весь год. Время ушло на созерцание, сомнения, попытки выстроить прогноз.
– Маргарет Тэтчер считала, что «это потрясающе — иметь на руках реальный кризис, после того как половина жизни ушла на всякие скучные вещи вроде охраны среды».
– У Тэтчер есть и другая фраза: «Примерно 90% наших забот касается того, что никогда не случится». Я не говорю, что страхи выдуманы. В политике и сейчас ничего хорошего не происходит. Но на испуг надо тратить гораздо меньше времени. Пора вспомнить о предстоящих крупных событиях и строить под них свой бизнес.
Сейчас есть несколько проектов, которые инвесторы срочно реанимируют. И оказалось, что многие проектные, инженерные и генподрядные компании в начале года себя подрастеряли. Занялись дешевым жильем, сиюминутным выживанием, перестали искать интересные задачи, крупные объекты, потеряли проектировщиков, инженеров с компетенциями в области сложных систем. На эконом-классе особо нечему учиться, там все просто.
И когда корейская Lotte Group начала искать подрядчиков на свой отель «пять звезд» на Исаакиевской площади, оказалось, что петербургские инженерные компании полностью демобилизованы.
Мы участвуем в этом проекте, потому что поддерживали форму. И по-прежнему претендовали на то, чтобы работать со сложными многоуровневыми системами, объектами с подземной, высотной составляющей — несмотря на противоположные сигналы от рынка. Продолжали тратиться на обучение людей, посылали их за границу, потому что в сфере инженерных систем постоянно появляются новые разработки. Инженеры должны проходить два-три цикла обучения в год.
Я думаю, что с этими двумя маяками: Газпромом и ЧМ — рынок коммерческой недвижимости продержится еще года два. И работы будет немало. Я даже в рынке жилья не так уверен. Он зависит от платежеспособности населения, а оно, увы, не богатеет.
– По Черчиллю: война войной, а бизнес — своим чередом. Год назад мы с вами собирались посмотреть, что получится с импортозамещением. Пока я вижу только давление государства на проектировщиков и строителей, чтобы выбирали отечественную продукцию. А вы?
– Государство должно работать на благосостояние народа. А если не получается, приходится создавать мифы. Рынок строительных материалов давно и неплохо локализован, но в области инженерных систем серьезного прорыва в импортозамещении нет и не предвидится. Это гигантская по капиталоемкости задача, подразумевающая инвестиции в будущих специалистов, в разработку, тестирование, доводку и вывод продукта в серийное производство.
А еще требуется горячее желание сделать продукт. Как у Олега Жеребцова, который на собственные деньги, заработанные в ритейле, создал прекрасное производство в фармакологии. У него сумасшедшая вера в то, что все будет хорошо. На чем она держится, я даже не спрашиваю, чтобы ненароком не посеять в нем сомнения.
Но я не знаю в области инженерии людей, которые располагали бы $50–70 млн и таким же оптимизмом. На ту маржу, которую мы имеем на строительном рынке, завод не построишь. Если создать госпрограмму, она будет быстро освоена, но результата в масштабах страны не будет. Почему-то государственные инвестиции очень редко встречаются у нас с человеческим талантом.
– Нет человека — нет продукта?
– Точно. Увидели мы за год хоть какое-то импортозамещение в производстве сыра, молочных продуктов, салатов, овощей? Хотя бы первое приближение к вкусу гранд падамо или пармезана в отечественной продукции? Нет! Хотя рынок гигантский — 140 млн человек. Даже конкуренции нет, а все равно не получается…
Связь личных качеств с успехом — интересная тема. Я увлекаюсь вином, иногда езжу по винодельческим регионам, общаюсь с виноделами. С некоторыми из них успел подружиться, обедал у них дома, пил вино из бочек. Дома люди раскрываются полнее, и видна явная связь личных качеств человека с продуктом, который он производит. В виноделии это очень наглядно, в инженерии — значительно сложнее, но корни те же.
В Пьемонте даже очень «звездные» виноделы работают с пяти утра до девяти вечера, других развлечений нет. Они совершенно безразличны к политике, не говорят о налогах, о деньгах. Они десятилетиями заботятся о своей лозе, вкладывая в виноградник все силы и всю душу. Это очень поучительное зрелище, когда весьма состоятельный вообще-то винодел-крестьянин в рабочей одежде с самого восхода солнца кланяется каждому кусту на винограднике размером с футбольное поле. Но только у таких и получаются великие вина!
Ни деньги, ни технологии не заменят того, что есть у каждого пьемонтского крестьянина-винодела — уверенности в своих правах. Все, что нужно для производства, у них есть. Никто не придет на их виноградник, не устроит проверку, не вынет документы, не скажет, что поменялись нормы и надо сдать 280 проб по системе «одного окна», у которого можно погибнуть, но там ничего не примут. Там минимум давно расписанных процедур, хотя вино — сложнейший продукт. И винодел, работая в понятной и стабильной системе правил, думает только об одном — о вине.
– А каким будет качество объектов, которые строятся за счет бюджета при установке на импортозамещение?
– Соответствующим этой установке. Успокаивает, что бюджетные объекты в большинстве своем весьма просты. Школы и садики строятся с простейшей системой вентиляции, без кондиционирования. А радиаторы и трубы можно и российские поставить.
– Но ведь такие проекты, как Сенат и Синод в свое время или фондохранилище Эрмитажа сейчас, не могут обойтись без импортного оборудования?
– Конечно, нет. На сложных объектах нельзя прерывать связь с западными вендорами. Но я уверен, что этого не случится. Руководители государственных строек будут держать лицо перед своими министерствами, но на объекты ставить западную вентиляцию, трубы, фитинги и т. д. Импортозамещение — миф широкого применения. Никому в голову не придет подставлять под удар стройку ради мифа.
Это как с турецкими генподрядчиками. Никто не собирается отказываться от них. Заменить их на сложных объектах некем. Я много работал с турецкими строителями, с некоторыми дружен. Это очень интересные люди, они многому могут научить. Те, кто говорит, что способность турок привлекать дешевые деньги под 3–4% — их единственная сильная сторона, не правы. Турецкие компании умеют работать на сложнейших объектах, где необходима очень точная и тесная связь проектирования и строительства. Если объект многоэтапный, если надо переделывать по ходу стройки проектную документацию, снова и снова заходя в экспертизу, турки справятся. Все успеют построить в срок! Они боги управления. Они вторые в мире после китайцев. Но в отличие от китайцев основное строительство ведут за пределами Турции. Они научились быстро и чутко понимать другие языки, другие техники работы, другую ментальность. А еще у них гигантская работоспособность. Они работают, как включенный сервер, — семь дней в неделю и 24 часа в сутки. И да, финансирование, которое они получают, в пять-шесть раз дешевле, чем в состоянии привлечь российская компания.
– Как себя чувствуют иностранные бренды, локализованные в России?
– Неплохо по итогам 2015 года. У них главный риск — это акционеры, которые могут свернуть бизнес в России. Но большинство из них отделяют политику от бизнеса. Такие фирмы, как «Данфосс», очень много вложили в освоение российского рынка и вряд ли уйдут. Для «Сименса» был трудным 2014-й, после больших поставок для Олимпиады. Но сейчас они вроде не жалуются. Недавно мы отпраздновали 10-летие немецкой компании, поставляющей системы пожаротушения. У них тоже много заказов, впечатляющий список объектов.
Сейчас на рынке как никогда нужен профессионализм. Маржа стала очень маленькой, приблизилась к западным 7–8%. И каждая ошибка — за свой счет. Шаг в сторону — уходишь с проекта. Шаг назад — теряешь компанию, проект, участок.
Когда «Конфидент» вел одновременно 20–30 строек, на двух-трех из них могли быть ошибки — наших сбытовиков, монтажников, управляющих или проектировщиков. Но все это вместе складывалось во вполне успешный пазл. Сейчас строек даже у нас осталось 12–15, а у многих — две-три. И цена ошибки возросла многократно. Для девелопера тоже. Если надо построить классный объект в сжатый срок, лучше действовать наверняка. Нельзя брать демпингующих подрядчиков, слабых инженеров, неуверенных или неопытных проектировщиков. Нельзя платить 2 млн за то, что в хорошем исполнении стоит четыре. Переделывать будет некогда и не на что. Для настоящих профессионалов в этот кризис наступят хорошие времена.
Сегодня успешны те, кто идет против рынка, против основного тренда. Пока другие переживают по поводу того, что на 90% не случится, они найдут новые контракты, проекты, возможности. Надо вопреки кризису учить людей, повышать заработную плату, создавать условия для творчества, поддерживать и усиливать сбытовую составляющую, проводить много встреч, быть даже активнее, чем обычно. И верить, что жизнь будет яркой, трудности — преходящими, и закончится все хорошо!
Круглый стол с рамках форума «Будущий Петербург» 12.30-14.30 Полет в густом тумане: экономическое прогнозирование и развитие города. Экономическое […]
Круглый стол с рамках форума «Будущий Петербург»
12.30-14.30
Полет в густом тумане: экономическое прогнозирование и развитие города.
Экономическое будущее города радикально изменилось, но как именно, мы не знаем. Решение о сокращении горизонта бюджетного планирования – официальное признание того факта, что достоверные прогнозы отсутствуют. Тем временем социально-экономический прогноз — основа важнейших решений и документов, как на городском уровне, так и на уровне частных компаний. Среди таких документов – Генеральный план Петербурга, который продолжает разрабатываться на основе Стратегии 2030, схемы развития отдельных крупных территорий, транспортной инфраструктуры, и так далее. Но можно ли считать, что у города все еще есть документы долгосрочного планирования, если Стратегия 2030 была создана в уже исчезнувшей реальности?
Вопросы для обсуждения:
В особняке Нейдгарта во время музыкально-литературного вечера состоялась презентация книги «Петербургские инженеры. Полузабытая эпоха». Книгу издала […]
В особняке Нейдгарта во время музыкально-литературного вечера состоялась презентация книги «Петербургские инженеры. Полузабытая эпоха». Книгу издала компания «Конфидент» в память о коллегах, которые жили 100–200 лет назад, улучшали качество города и участвовали в развитии мировой науки.
Сразу отметим: книга не о П. Н.Яблочкове и А. С.Попове. Эти имена и так знакомы каждому. Идея Петра Кузнецова, директора «Конфидента» и соавтора книги, состояла в том, чтобы рассказать о менее известных Львове, Соболевском, Лодыгине, Войнаровском, Флавицком, Палибине, Свиязеве, Болдыреве, Герарде и других, чьи разработки легли в основу современных систем водопровода, канализации, вентиляции, уличного освещения, телефонной связи, телеграфа и телевидения.
Книга состоит из 23 глав — этим компания-издатель отметила свое 23-летие на рынке. Каждый сюжет озаглавлен в псевдонародном стиле: «О том, как прогоняли из столицы красного петуха», «О тресте, который лопнул не один раз», «О трех русских богатырях, что согнули электричество в дугу да работать заставили», «О 1200 свечах, или Почему лучше быть предпринимателем-инженером, чем инженером-предпринимателем». Не верьте глазам своим. Это не рассказы в духе Лескова, а вполне качественный non fiction: сборник редактировал доктор исторических наук, сотрудник НИИ военной истории Андрей Михайлов.
Читатель сможет найти здесь историю Константина Грибоедова — военного инженера, эксперта по водопроводу и канализации. Это он отстоял Екатерининский канал, который собирались засыпать, как это случилось с речкой Флит в Лондоне, также «отвечавшей» за вывод из города стоков. Или узнать о судьбе Бориса Розинга, который отказался уехать из послереволюционной России в Америку и не смог закончить свои разработки. Так что теперь изобретателем телевидения считается его ученик и лаборант Владимир Зворыкин. Можно познакомиться с удивительными путешествиями и приключениями на Востоке барона Шиллинга фон Каннштадта, востоковеда и изобретателя бинарного телеграфного кода, который позже станет известен как азбука Морзе.
Здесь же — истории о борьбе сторонников (и интересантов) газового и электрического освещения, о тех, чьими стараниями водонапорные башни вместо архитектурного кошмара превращались в шедевры, о том, как приживались в холодной России модные голландские печи, и о многом другом.
Авторы подчеркивают особое отношение к инженерному труду в России.
«Во времена борьбы с невежеством фигура инженера была окружена ореолом таинственности и престижа, что делало его почти полубогом. Он управлял молниями, укрощал воду, направлял воздух, побеждал огонь, извлекал сокровища из недр земли. Каждое его изобретение меняло представление об устройстве этого мира и несло людям новые блага». Это из предисловия к книге.
Интересно, что вXVIII–XIX и даже в началеXX века в Британской империи инженера воспринимали, скорее, как ремесленника. Аристократы эту профессию даже не рассматривали. Зато ремесленнику не зазорно было делать бизнес, ставить идеи на коммерческую основу.
В России, поощряемые примером ПетраI, инженерным делом не гнушались и дворяне, например Николай Львов. Но изобретения редко ставились на поток и не служили источником твердого заработка. Западные менеджеры и сейчас говорят: «Если нужна уникальная вещь, закажите ее у русских. Если нужно десять одинаковых вещей, закажите их где угодно, только не у русских».
Кому-то удавалось заручиться поддержкой царствующих особ. Менее удачливые разделяли судьбу эмигранта А. Н.Лодыгина, который писал: «Изобретатель в России — почти что пария и всю свою жизнь… ждет, как библейский Лазарь, не упадет ли ему крупица со стола богатого». Впрочем, тем, кто остался в стране после 1917 года подобно Розингу, повезло еще меньше.
«Мы были просто обязаны обратиться к их наследию, — считает Петр Кузнецов. — Эти люди создали в Петербурге первые инженерные системы — область, в которой сегодня работаем мы. Собирая материал, мы поражались, насколько разносторонними и многогранными людьми они были. Они напоминали мастеров итальянского Возрождения, а свое изобретательство рассматривали не как бизнес, а как служение и творчество. Сегодня их истории — прекрасный нравственный ориентир».
«Поиск информации напоминал работу кладоискателей, — говорит Ольга Семенова, соавтор книги. — Мы постарались вытащить из исторической тени неординарных людей, которыми город может гордиться».
«Я благодарен издателям за возможность работать с этим богатым и очень востребованным сегодня материалом, — подчеркнул Андрей Михайлов. — Герои очень разные. Кто-то вышел из аристократической среды, кто-то из крепостного крестьянства, как Свиязев, написавший „Теоретические основания печного искусства“. Много изобретателей дала военная среда. Были люди, которые заботились о личном благополучии, были и такие, у кого это категорически не получалось. Но они были преданы делу, и благодаря им к серединеXIX века Россия в научно-техническом отношении уже не отставала от Запада».
Комитет по строительству совместно с редакцией газеты «Недвижимость и строительство Петербурга» и Российской гильдией управляющих и девелоперов приглашают принять участие […]
Комитет по строительству совместно с редакцией газеты «Недвижимость и строительство Петербурга» и Российской гильдией управляющих и девелоперов приглашают принять участие в дискуссии, организуемой в рамках деловой программы тематической недели Комитета по строительству, проходящей в Центре импортозамещения и локализации Санкт-Петербурга, организатором которого является Правительство города.
Тематика: Рынок строительных технологий консервативен, а проблема применения качественных строительных материалов всегда была актуальной. В период кризиса застройщикам приходится отступать от привычных решений, а тем более, если на повестке дня стоит вопрос импортозамещения и грядет ужесточение нормативов.
В мае этого года вице-губернатор Санкт-Петербурга И. Н. Албин поручил организовать работу научно-технических советов исполнительных органов государственной власти по импортозамещению и наделить их правом принятия решения обоснованности применения импортных материалов, технологий и оборудования. Также решениями исполнительных органов государственной власти были утверждены Каталоги продукции отечественного производства. Совсем скоро строительство бюджетных объектов будет возможно только с применением материалов и технологий, рекомендуемых этими каталогами.
Нужны ли рынку импортозамещение и инновации, которые не были бы просто модной «фишкой», а давали ощутимый экономический эффект? И как его заранее оценить? Время ли сегодня для экспериментов? Как быть с замещением зарубежной «инженерии» и отделочных материалов? Кто из российских поставщиков предложит достойную альтернативу? И у кого из новаторов есть шансы вклиниться в привычные схемы снабжения и поставок? Комитет по строительству СПб готовит вполне ощутимую меру — составляет каталог продукции, рекомендованной к применению в бюджетном строительстве. Как стать участником этого сборника? Какие перспективы для производителей материалов и технологий предлагает конкурс инноваций? Смогли ли победители конкурса прошлых лет занять свою нишу на петербургском строительном рынке?
Эти и другие вопросы станут предметом дискуссии с участием представителей Комитета по строительству, профессиональных объединений, девелоперов, консультантов, архитекторов и проектировщиков, производителей и поставщиков материалов и оборудования.
Модератор встречи: Наталья Андропова, журналист газеты «Недвижимость и строительство Петербурга».
В мероприятии планируют принять участие:
— Игорь Шикалов, начальник управления перспективного развития Комитета по строительству Санкт-Петербурга;
— Лев Каплан, директор союза строительных компаний «СоюзПетроСтрой»;
— Юрий Груздев, генеральный директор ЛЕННИИПРОЕКТ;
— Александр Дадченко, президент Национального кровельного союза;
— Александра Куренкова, директор Межрегионального института окна;
— Кирилл Иванов, директор Ассоциации предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга «ДОРМОСТ»;
— Сергей Воробьев, руководитель инженерного Комитета РГУД;
— Александр Батушанский, генеральный директор ЗАО «Решение»;
— Роза Михайлова, главный редактор журнала «Промышленно-строительное обозрение»;
— Марголин Лев, директор по строительству Mirland Development Corporation;
— Михаил Ефименко, начальник отдела перспективного развития «ЛСР. Стеновые материалы – Северо-Запад»;
— Максим Жабин, заместитель генерального директора СК «ЛенРусСтрой»;
— Алексей Шервашидзе, начальник управления организации строительства ГК «КВС»;
— Владимир Огурцов, коммерческий директор ООО «СК „Дальпитерстрой“;
— Дмитрий Юрков, директор по строительству ООО «Росинжиниринг Проект»;
— Евгений Бахутин, генеральный директор компания СОЛИД;
— Ирина Любина, генеральный директор ООО «ПРИМЭКСПО»;
— Алексей Тихомиров, руководитель отдела продаж компании ЦЕМСИС (победитель конкурса Инновации в строительстве 2015 (каменная плитка, мощение));
— Ксения Харьковская, директор по продажам компании «Пласт-Композит» (победитель конкурса Инновации в строительстве 2015 (стеклопластиковая арматура));
— Петр Кузнецов, генеральный директор компании «Конфидент» (инженерные технологии).
Дата и место проведения: 21 октября 2015 г., с 10.30 до 13.00, 4-й павильон Ленэкспо
Уважаемые архитекторы! Компания «Конфидент» поздравляет Вас с профессиональным праздником — Всемирным днем архитектора!
Уважаемые архитекторы!
Компания «Конфидент» поздравляет Вас с профессиональным праздником — Всемирным днем архитектора!
Век человека мимолетен, людская память скоротечна, фортуна изменчива, а время беспощадно вычеркивает имена и вытирает из памяти события, […]
Век человека мимолетен, людская память скоротечна, фортуна изменчива, а время беспощадно вычеркивает имена и вытирает из памяти события, что многие десятилетия назад составили славу родной страны.
«Модернизация», «инновация», «технология» — эти слова были актуальными и два-три века назад, когда речь заходила о принятии государственно важных решений: как наладить или обновить производство, как избавить экономику от сырьевой зависимости, как привлечь инвестиции, как стимулировать технологическое развитие. Поисками таких решений было суждено заняться инженерам, как «людям нестандартно мыслящим, хитроумным и изобретательным».
Сегодня среднестатистический портрет русского инженера XVII-XIX веков выглядит весьма обыденно: мужчина 25-40 лет, чаще дворянин, получивший сначала домашнее, затем военное образование, прошедший обучение в институте «гражданских инженеров» и стажировку на производстве в Западной Европе, знающий несколько языков, знакомый со всеми новейшими достижениями инженерной мысли. Но в эпоху победы нового рационалистического мышления, развития светской культуры и мирского искусства, инженеры напоминали великих мастеров эпохи Возрождения и обладали многими талантами.«Инженер — это открыто светящийся интеллект, это легкость и широта мысли, непринужденность переключения из одной инженерной области в другую, и вообще — от техники к обществу, искусству. Это воспитанность, тонкость вкусов, хорошая речь, плавно согласованная и без сорных словечек; у одного немножко музицирование, у другого — немножко живопись, и всегда у всех — духовная печать на лице», — писал А.И. Солженицын, ведь архитектор, музыкант, поэт, химик, физик, медик, востоковед, электротехник – все это можно было сказать об одном человеке. Во времена борьбы с невежеством фигура инженера была окружена ореолом таинственности и престижа, что делало его почти полубогом: он управлял молниями, укрощал воду, направлял воздух, побеждал огонь, заставлял работать недра земли. И каждое изобретение меняло представление об устройстве этого мира и несло людям новые блага.
Как бы ни было печально признавать, но была и еще одна особенность, что отличала русских инженеров той поры от зарубежных коллег. В большинстве своем изобретательство они рассматривали, как творчество на благо Родине и соотечественникам, а не способ обогатиться. Ставя на первое место такие понятия, как профессиональное достоинство и личная честь, многие великие инженеры работали за скромное казенное жалование. Кто-то скажет, что так всегда было в России – наука без рынка, наука без спроса, наука за идею, не позволяющая большинству отечественных специалистов преодолеть «уровень единственного экземпляра». «Судьба русских изобретений известна – дома они не находят себе дела». Их ждали с распростертыми объятиями крупные европейские и американские промышленники, но чаще всего получали ответ: «Я свой мозг продавать … не собираюсь. Я русский и буду работать для своей страны». И, чаще всего после смерти русского изобретателя, его патенты выкупались зарубежными предпринимателями, получали развитие и внедрение в массовое производство уже не на Родине. А само изобретение присваивалось и получало новое имя. Так, в ходе «естественного отбора» в научном и околонаучном мире исчезали истинные творцы…
Людская память скоротечна. Львов, Свиязев, Петров, Бернадос, Славянов, Герард, Поздеев, Саблуков, Шиллинг, Аммосов, Мерц, Флавицкий, Соболевский, Чиколев, Болдырев, Палибин, Алтухов, Лодыгин, Лукашевич, Пята, Розинг, Грибоедов, Войнаровский, Мельников. Все они повлияли на ход развития мировой науки. Все они жили и работали в нашем городе. Этот сборник составлен из их историй — историй, повествующих о блестящей полуторавековой эпохе петербургских инженеров и их полузабытом триумфе.
Разуеемтся, книга вовсе не претендует на исчерпывающее, всеохватывающее освещение проблемы. В ней представлены лишь отдельные сюжеты из большой, долгой и удивительно яркой истории отечественного инженерного творчества.